0
903
Газета СНГ Интернет-версия

16.02.2000 00:00:00

СНГ готово к реальной интеграции

Тэги: СНГ, саммит


Многие в Содружестве возлагают большие надежды на нового председателя Совета глав государств СНГ Владимира Путина - особенно в случае его избрания президентом РФ.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

НА ПЕРВЫЙ взгляд главные итоги январского саммита глав стран СНГ - реальное осознание жизненной необходимости укрепления связей внутри Содружества, стремление к сотрудничеству и к совместному решению общих проблем, признание ключевой роли России в интеграционном процессе - мало чем отличаются от обычно декларировавшихся итогов прошлых встреч. На самом же деле приезд на этот раз в Москву абсолютно всех руководителей государств без всяких предварительных условий, от выполнения которых раньше обычно ставилось в зависимость участие того или иного лидера, свидетельствовал об их действительной озабоченности судьбой Содружества.

Уход с политической сцены России и СНГ первого российского президента всегда будет ассоциироваться с завершением начального этапа жизни Содружества. Сутью этого этапа была не экономическая интеграция - продекларированная цель образования СНГ, а разрушение прежней политической и социально-экономической системы и трансформация бывших советских республик в национальные государства. Московский саммит должен был подвести некую итоговую черту и определить, имеется ли экономическая целесообразность в продлении жизни Содружества. Ведущим политикам СНГ давно уже следовало прекратить набившие оскомину пустые разговоры об экономической интеграции. Ведь даже участие в субрегиональных "клубах по интересам" - Таможенном союзе, Центральноазиатском экономическом сообществе, ГУУАМ - не приносит желаемого экономического эффекта. Исключение составляет лишь Союз Белоруссии и России, который, по словам главы Министерства РФ по делам СНГ Леонида Драчевского, является единственным "светлым пятном" в постсоветской интеграции.

В сложившихся условиях возникает логический вопрос: что необходимо предпринять, чтобы выжить бывшим советским республикам, а ныне суверенным государствам с их еле живыми национальными экономиками? По-видимому, надо прекратить виртуальную и начать настоящую интеграцию. Следует прежде всего изначально хорошо знать опыт известных субрегиональных объединений, таких, как АСЕАН в Юго-Восточной Азии, МЕРКОСУР в Южной Америке, которые хотя бы приблизительно можно сравнивать с СНГ, не говоря уже о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), а тем более о Евросоюзе. На практике же мы наблюдаем частую смену "рулевых" в исполнительных органах Содружества. Свою компетентность в области интеграционных процессов они повышают, как правило, во время многочисленных и, кстати, очень дорогостоящих заграничных вояжей. К сожалению, мы не видим продуктивных результатов таких поездок.

Складывается впечатление, что исполнительные структуры СНГ работают над документами интеграции под лозунгом "Чиновники всех стран Содружества, объединяйтесь!", стремясь интегрировать в основном государственные структуры. И совершенно прав был бывший исполсек СНГ, начавший в 1998 г. реформирование исполнительных структур Содружества, когда предложил уделить первостепенное внимание налаживанию "связок" между частным капиталом этих стран, поскольку мы все вместе идем к рынку. Для того чтобы запустить механизм интеграции, необходимо, чтобы в исполнительных структурах работали все-таки профессионалы - экономисты-рыночники по первой и основной специальности, а не депутаты, оказавшиеся не у дел, или бывшие художники-графики.

Следует признать: десятилетний период откровенно вялой экономической политики России на постсоветском пространстве не способствовал запуску механизма экономической интеграции. Сегодня в интересах Содружества абсолютно необходимо не на словах, а на деле признать ключевую роль России на постсоветском пространстве, роль, которая до настоящего времени недооценивалась, а зачастую даже искусственно принижалась. Сейчас наша страна сама испытывает проблемы переходного периода, связанные с рыночной трансформацией своей экономики, и вряд ли долго сможет быть дармовой кладовой, покладистым кредитором и донором. По экспертным оценкам российского Института проблем глобализации, вследствие десятилетней "инвестиционной паузы", т.е. длительного недоинвестирования в течение 90-х гг. ресурсодобывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, в ближайшие три года Россию ждет неприятный кризис: дефицит материальных ресурсов (по нефти, газу и т.д.).

Из-за неурегулированности торгово-экономических отношений России со странами СНГ их долг нашей стране превышает 8 млрд. долл. и имеет тенденцию к росту. Вследствие стойкой неплатежеспособности большинства стран Содружества сумма положительного сальдо в торговле России со своими ближними партнерами обычно плавно переходит в "висячий" долг. До настоящего времени проблема долгов, как правило, решалась на встречах в верхах "без галстуков", во время которых мы наблюдали (а потом уже на себе ощущали) расцвет политики российского альтруизма.

Приведенные выше прогнозные и аналитические оценки должны ориентировать новое руководство России на защиту национальных интересов, в том числе и в отношении участия Российской Федерации в Зоне свободной торговли СНГ. Ведь Россия при теперешней ситуации понесет ощутимые экономические потери, если не согласовать с участниками ЗСТ определенные изъятия. Изъятия могут коснуться прежде всего российских энергоносителей, в которых крайне заинтересованы все страны СНГ, особенно Украина, экономика которой критически зависит от российских нефти и газа.

Россия при поставках в страны Содружества энергоносителей - конкурентоспособных на мировых рынках и в условиях растущих мировых цен на эти товары - рискует вообще не получать за них не только пошлину, но и плату. Естественно, российская сторона при таких условиях пытается ограничивать экспорт своих стратегических товаров в ближнее зарубежье. Так, экспорт природного газа из России в страны СНГ в январе-ноябре 1999 г. сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,6% и составил 64,5 млрд. куб. м. Экспорт сырой нефти составил за этот период 17,5 млн. т, и снижение составило 2,2 %.

Конечно, Российская Федерация не может до бесконечности проявлять альтруизм на государственном уровне. В то же время, исходя из геостратегических интересов, необходимо оживить Содружество в качестве интеграционной организации. И такая позиция России была озвучена еще до начала саммита, на заседании Совета глав правительств СНГ. С ней ознакомил своих коллег первый вице-премьер РФ Михаил Касьянов, отметивший, что "Россия сделала свой выбор в пользу СНГ, ┘для российского народа это жизненная необходимость, и все ветви власти будут способствовать тому, чтобы сотрудничество в рамках Содружества росло и укреплялось". Но главный аргумент в пользу того, что СНГ должно выжить, прозвучал еще раньше - накануне заседания премьер-министров стран Содружества. Большинство президентов по приезде в Москву вслух признали зависимость судьбы интеграции в постсоветском пространстве именно от России. Что самое удивительное, даже у президента Украины Леонида Кучмы, часто занимающего особую позицию в отношении постсоветской интеграции, укрепилась надежда, что "у СНГ появилось будущее".

Обнадеживающим аргументом в пользу того, что Содружество окончательно "созрело" для того, чтобы начать новый этап в своей судьбе, явились слова Ислама Каримова. "Я вижу в лице России, - подчеркнул узбекистанский лидер, - силу, которая дает сама и поможет нам дать должный отпор всем этим геополитическим планам, всем надеждам, которые вынашиваются в определенных центрах терроризма и экстремизма".

Если говорить честно, нынешняя встреча "в верхах" создала только предпосылки для согласованных действий президентов. Тем не менее впервые за последние годы появилась уверенность, что интеграция все-таки начнется.

Итак, московский саммит ушел в историю. Страны СНГ согласились с предложением нового российского руководства начать экономическую интеграцию на основе стратегического партнерства. С нашей же стороны возникает закономерный вопрос: что предполагают предпринять одиннадцать других стран - членов СНГ для наполнения "стратегического партнерства", чтобы при этом не пострадали ничьи интересы? Очень хочется, чтобы этот вопрос не остался риторическим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
635
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
599
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
533
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
578

Другие новости