ОТ ТОГО, каким образом будут осуществлены (и будут ли?) заявленные конституционные изменения в Молдавии, в значительной мере зависит развитие главной политической интриги года, связанной с предстоящими президентскими выборами.
На сегодня известны три варианта конституционного переустройства. Первый, инициированный президентским окружением, предполагает превращение сегодняшней полупарламентской-полупрезидентской республики в президентскую с кардинальным усилением власти главы государства. Второй и третий варианты, предложенные группами депутатов, предусматривают соответственно провозглашение Молдавии парламентской республикой, президент которой избирался бы законодательным органом, или же расширение властных прерогатив и повышение самостоятельности исполнительной ветви.
Начавшая на днях работу совместная комиссия (в нее вошли представители как президентских структур, так и парламента) попытается на базе этих трех проектов разработать некий компромиссный вариант, который далее мог бы быть утвержден законодателями. Как уточнил задействованный в комиссии советник президента по юридическим вопросам Михай Петраке, твердой уверенности в том, что это удастся, нет. Но поскольку проблема обеспечения дееспособности власти реально существует, резонно было бы определить наиболее приемлемый способ ее разрешения всенародным голосованием, вынеся на референдум три названных проекта. И хорошо бы провести такой референдум одновременно с президентскими выборами в соответствии с общепринятой практикой, позволяющей значительно экономить средства. Этому препятствует, правда, недавняя парламентская поправка - о недопущении впредь совмещения подобных мероприятий. Но в принципе сложившееся прошлой осенью в парламенте новое большинство способно скорректировать данные пункты, отметил Петраке.
Как пояснил "НГ" депутат от ПКМ, самой крупной составляющей нового большинства, Виктор Степанюк, коммунисты по-прежнему считают, что одновременное голосование по различным серьезным вопросам неправомерно, так как оно дезориентирует избирателя. К тому же в действительности президентский проект все равно не успели бы представить на референдум. По закону сначала его следует направить в Конституционный суд, где он должен быть рассмотрен в шестимесячный срок, а затем, с визой КС, но не ранее чем через полгода, им мог бы заняться и парламент, который и назначает референдум.
Таким образом, сегодня для президентской стороны выдвинутая ею инициатива носит скорее пропагандистский характер. А вот в случае выигрыша нынешнего президента на выборах она обрела бы и практическое значение. В самом деле, трудно предположить, что Петр Лучинский не попытался бы на победной волне реализовать и идею об усилении собственной власти, что, разумеется, означало бы ограничение парламентских прерогатив.
Однако очередные президентские выборы в Молдавии могут и не состояться, если законодатели двумя третями голосов одобрят вторую из вышеназванных конституционных инициатив, наряду с третьей, кстати, уже прошедшую положенную процедуру. И в мае парламент вправе приступить к ее обсуждению. Чтобы утвердить данный проект, уже высказавшимся "за" лидерам трех фракций правоцентристского оппозиционного альянса необходимо заручиться поддержкой руководства ПКМ. Председатель Партии возрождения и согласия Мирча Снегур, например, не исключил возможности солидарного голосования "всех здравомыслящих парламентариев" по судьбоносному для страны вопросу. Партии коммунистов как стороннице народовластия теоретически идея парламентской республики должна быть более всего близка. Но фактически в последние месяцы ПКМ сблизилась с президентскими структурами - в совместной деятельности по отставке предыдущего и формированию нового правительства.
Как разрешат создавшуюся дилемму коммунисты? Не выберут ли они третий путь? По словам Виктора Степанюка, говорить об окончательной позиции на сей счет еще рано. И можно только догадываться, сколь напряженная закулисная борьба сейчас ведется вокруг итогового ответа. Остроты ей, несомненно, добавили и последние события на Украине.
Итак, в конце весны - начале лета прояснится, стоит ли напрягаться претендентам на президентскую должность. Кстати, второй на сегодня вопрос, кто из них составит Петру Лучинскому реальную конкуренцию - лидер ПКМ Владимир Воронин, единый кандидат от правоцентристской коалиции? - вероятно, тоже обговаривается в нынешних дискуссиях. Их промежуточные результаты, наверное, обозначатся уже при ближайшем обсуждении в парламенте подготовленного новым правительством проекта бюджета.
Кишинев