ЗАЧЕМ высшему законодательному органу Молдавии понадобились гримерные, швейный, столярный и реквизиторский цеха, залы для репетиций балета и оркестра, студия звукозаписи и еще многое другое, что находится до сих пор в Центре культуры и искусства "Жинта Латина"? И понадобились не на один день, не на неделю, а на веки вечные. Задачка, конечно, непростая, но при желании можно найти варианты ее решения.
Предыстория этого казуса такова. В 1991 г. большинство объектов республиканской Компартии перешло к Министерству культуры Молдавии. В числе их оказалось здание бывшего Дома просвещения ЦК КПМ, которое вскоре превратилось в Центр культуры и искусства "Жинта Латина" (то есть "Латинское племя"). Здесь нашли пристанище Театр юного зрителя (кстати, единственный в РМ) под руководством народного артиста Сандри-Иона Шкуря, творческая лаборатория мастера искусств, композитора Ливиу Штирбу, оркестр под управлением заслуженного артиста республики Георгия Шевчишина, театр-варьете "молдавской королевы танго и романса" Ольги Чолаку, редакция философско-интеллектуального журнала "Суд-Ест", представительство в РМ Латинского союза, Французский альянс Молдовы. Позже к ним присоединился Кишиневский театр Ионеску, выброшенный правительством на улицу и оказавшийся в роли бомжа. Кроме того, "Жинта Латина" является творческой лабораторией и уникальной базой для практики (включающей дипломные работы) студентов ряда факультетов столичного университета искусств.
Разумеется, бывший партийный конференц-зал не был предназначен для концертно-театральных выступлений и нуждался в основательной переделке, которая из года в год откладывалась из-за недостатка средств. Пожар, случившийся пять лет назад, когда электрооборудование центра не выдержало нагрузок, волей-неволей обострил до предела вопрос о реконструкции. Однако денег на ремонт "Жинта Латина" в Министерстве культуры найти не могли. В 1997 г. директивой "сверху" Центр культуры и искусства был переведен на режим самофинансирования. Ставилась цель: найти спонсоров, арендаторов, за счет которых центру "Жинта Латина" удалось бы выжить. Ценой энергичных усилий строго в рамках закона эта цель была достигнута. Однако прошло несколько месяцев, и тогдашнее правительство Иона Чубука произвело на свет постановление о передаче здания Центра культуры и искусства госканцелярии якобы с целью более рационального его использования. В тот раз творческим силам "Жинта Латина" удалось быстро отбить кавалерийскую атаку высокопоставленных чиновников.
Между тем в конце 1997 г. был разработан план реконструкции зрительного зала для концертно-театральных представлений и начались строительно-монтажные работы, которые на сегодняшний день завершены на 90%. Помимо того, в соответствии с межправительственным соглашением между Молдавией и Румынией о поддержке культурных инициатив "Жинта Латина" получил комплект убранства сцены на 10 тыс. долл., и на 80 тыс. долл. изготовлены театральные кресла. Однако в январе прошлого года правительство Иона Чубука передает здание "Жинта Латина" на баланс аппарата парламента РМ "в целях обеспечения оптимальных условий для проведения конференций, симпозиумов, пленарных заседаний, различных парламентских форумов, а также деятельности депутатов, парламентских фракций и групп". А мастеров культуры и искусства вынуждают переселиться в здание бывшего кинотеатра "40 лет ВЛКСМ", совершенно не приспособленное для театрально-концертной деятельности и к тому же по площади в 10 раз уступающее центру "Жинта Латина". Примечательно, что этот вопрос неоднократно рассматривала парламентская комиссия по культуре и, разумеется, не поддержала изгнание творческих работников центра. Тем более что здание бывшего комсомольского кинотеатра давно уже сдано в аренду на 20 лет. Так что переселенцев из "Жинта Латина" по новому адресу никто не ждал.
Однако не комиссия, а руководство парламента во главе со спикером Думитру Дьяковым решает судьбу Центра культуры и искусства. Именно Думитру Дьяков и иже с ним не имеют ни малейшего желания объясняться с мастерами искусств. Председателя Союза театральных деятелей, народного артиста Петра Баракчи, пришедшего с челобитной на прием к спикеру, на порог не пустили. Пришлось мастерам искусств из "Жинта Латина" обратиться с открытым письмом, подписанным практически всей творческой элитой страны, к руководителям РМ. Однако ни председатель парламента, ни премьер-министр не отреагировали на этот сигнал бедствия. Только президент РМ Петр Лучинский направил главе правительства послание, в котором просил пересмотреть решение, завизированное бывшим премьером, о выселении творческих коллективов "Жинта Латина". Четыре месяца ждали в Центре культуры и искусства ответа от Иона Стурзы. Так и не дождались. Президент страны тоже не получил ответа.
"Стурзовский" правоцентристский кабинет министров в декабре сменился новым во главе с Думитру Брагишем. По наследству очередному, третьему за год, правительству РМ достался от предшественников целый воз нерешенных проблем. Неудивительно, что на этом фоне затерялось справедливое решение о центре "Жинта Латина". Пока не дошли до него руки у нынешнего правительства, поэтому жизнь в этом здании связана с вереницей версий и догадок о том, что и кто стоит за парламентско-правительственным наступлением на "Жинта Латина".
Первая и самая простая версия зиждется на неуемном тщеславии и гипертрофированных аппетитах парламентариев. В частности, один из руководителей далеко не самой малочисленной депутатской фракции в беседе со мной заявил, что, дескать, в Москве, на Цветном бульваре, есть Парламентский центр, так почему бы не открыть такой в Кишиневе.
Вторая версия сложнее. Основная ее идея сводится к тому, чтобы на какое-то время преобразовать "Жинта Латина" в некое подобие парламентского центра, а затем втихую под предлогом чрезмерно раздутых расходов на содержание аппарата парламента устроить нешумную приватизацию и за скромную цену найти роскошному особняку в центре города достойного частного владельца. (Разумеется, последний должен щедро отблагодарить преподнесших ему такой подарок.) К примеру, в двух шагах от "Жинта Латина" находятся офис, ресторан и гостиница, принадлежащие небезызвестному бизнесмену с сомнительной репутацией Борису Бирштейну. По слухам, он давно мечтает о подобном приобретении. А поскольку его и некоторых лиц из правившей до недавнего времени парламентско-правительственной элиты связывали крепкие дружеские и деловые узы, то вторая гипотеза выглядит достаточно убедительной.
В парламенте Молдавии 101 депутат. Если спросить любого из них, дороги ли ему интересы национальной культуры, ответ наверняка будет положительным. А как до дела доходит, то концов не найти. С правительства спрос тоже вроде бы невелик - оно находится под жестким контролем парламента. Так что круг замкнулся...
Примечательно, что творческие работники "Жинта Латина" стали горячими сторонниками реформирования действующей Конституции РМ и превращения Молдавии в президентскую республику. У страны, как и у культуры, должен быть, по их мнению, один хозяин.
Кишинев-Москва