0
4572
Газета СНГ Интернет-версия

11.02.2000 00:00:00

Трагедия, не ставшая уроком

Бури Каримов

Об авторе: Бури Бачабекович Каримов - доктор технических наук, профессор.

Тэги: Душанбе, Таджикистан


Народ вышел на улицы с лозунгами смены руководства.

РАЗВАЛ Советского Союза получился трагическим. Кровь пролилась в Тбилиси в 1989-м, Баку и Душанбе - в 1990-м, Вильнюсе - в 1991-м...

В феврале 1990 г. в Душанбе были незаконно введены воинские подразделения с целью расправы с мирным населением, вышедшим на улицы в знак протеста против неумелой деятельности местных руководителей и низкого уровня жизни. Пресса представляла эти выступления как националистические, антиармянские, однако все было не так. Умалчивался тот факт, что основным требованием митингующих была отставка руководства республики. Острое недовольство народа своим правительством, нищета, особенно на селе, большая безработица, масса нерешенных вопросов в социальной сфере - вот неполный перечень истинных причин митингов.

Родные оплакивают жертв февральских событий 1990 г. в Душанбе.
Фото из архива автора

Политико-экономическая ситуация в Таджикистане накануне февральских событий была непростой. На арену тогда вышли новые силы: народное движение "Растохез", Демократическая партия Таджикистана и другие общественные организации. Необходимо было серьезно считаться с религиозным фактором, учитывая, что основная масса народа - верующие.

То, что произошло в Душанбе, потрясло всю республику, но осталось малозамеченным в тогдашнем Союзе и за рубежом. Средства массовой информации односторонне и тенденциозно освещали ход событий. В начале февраля 1990 г. в народе серьезно муссировался вопрос об армянских беженцах. Якобы тысячам армян хотят предоставить жилье в Душанбе, когда самим не хватает... Тогда ни руководители республики, ни руководители города серьезно этим вопросом не занялись и допустили серьезные ошибки. Это нагнетало недовольство людей, порождало новые слухи.

11 февраля проходил митинг у здания ЦК. Митингующие пришли услышать правду. Руководители обещали в определенное время сообщить подробности, но с выполнением своих обещаний не торопились. Это опоздание еще больше осложняло обстановку. В ход пошли разные предметы, камни с одной стороны, дубинки, слезоточивый газ, вода, пули - с другой. Вышел Махкамов, но было уже поздно. 12 февраля на площади у здания ЦК Компартии республики был открыт огонь по митингующим. Здание ЦК было оцеплено бронетехникой и вооруженными подразделениями МВД и КГБ. Из Центра перебросили в Душанбе несколько спецподразделений в количестве нескольких тысяч человек, было применено огнестрельное оружие.

12 февраля в 22.00 по телевидению объявили о введении чрезвычайного положения. Но до этого уже были убиты несколько человек и десятки ранены. Комиссия Верховного Совета по расследованию обстоятельств и причин трагических февральских событий позже признала, что указ о введении чрезвычайного положения, подписанный 13 февраля председателем Верховного Совета, являлся незаконным, так как к моменту официального объявления о введении чрезвычайного положения были убиты безвинные люди и не было кворума при принятии решения.

После первой крови центр города бурлил. Погромы, поджоги, беспорядки... Вопрос о беженцах был забыт, появились политические требования. На вопрос, кто дал указание стрелять в безоружных людей, ответа не было. Соответственно - вывод: раз власти молчат, значит, они дали команду стрелять. Народ требовал отставки руководства. Были и другие требования экономического и социального плана, и в основном справедливые.

За три дня от пуль "неизвестных" погибли 25 человек и более 450 были ранены. Среди убитых и раненых были люди разных национальностей, женщины и несовершеннолетние. Смерть настигла людей в разных местах, даже в их домах. Потерь со стороны силовых структур практически не было.

Страсти накалялись. Митингующие скандировали: "Долой руководителей!", "В отставку!", "Каримова на место Махкамова!" и т.д. В этот день я был на работе в Госплане. Звонили из ЦК несколько раз и просили приехать срочно. Приехав в ЦК, поднялся к Махкамову, в приемной увидел предсовмина Хасева. Председатель Верховного Совета Паллаев сидел у Махкамова. На Махкамове не было лица. Он просил меня успокоить митингующих.

Я вышел на площадь, меня подняли на бронетранспортер. Картина была жуткая. Танки, бронетранспортеры, солдаты с автоматами, бушующая молодежь. На первом этаже здания ЦК - силы МВД, на втором - КГБ. Взяв себя в руки, прочел два рубаи с глубоким и понятным смыслом: о прекращении бесчинств и о вреде неправильных действий. Тишина на площади, все слушали. По правде говоря, сам не ожидал такого эффекта. На мою просьбу расходиться последовал ответ: "Только после образования Временного народного комитета для ведения переговоров с правительством".

На митинге путем выдвижения и голосования спешно был избран "комитет 17-ти". Люди просили, чтобы я возглавил комитет, а затем на первом совещании комитета избрали председателем. Мы начали заседать и работать. Реально обстановка контролировалась Временным народным комитетом, и это создавало определенную опасность для существующей власти. Поэтому все члены комитета в один голос на встречах и переговорах говорили о том, что никто из них ни на какую должность не претендует.

Обстановка диктовала руководителям сделать шаг навстречу митингующим, поскольку гибель людей усугубила бы положение. Это был основной момент, побудивший их подписать протокол об отставке. С одной стороны, власть понимала главенствующую роль комитета в нормализации обстановки, а с другой - сработал инстинкт самосохранения, поэтому начались аппаратные игры. "Виновников" нашли. Была обвинена группа должностных лиц, в том числе и я. Чуть позже прокуратура республики признала, что эта группа лиц к февральским событиям непричастна. Более того, они играли существенную роль в деле стабилизации обстановки. Вдохновителями и организаторами кровавых событий были тогдашние руководители правоохранительных органов как в Центре, так и на местах.

Председатель КГБ Крючков обвинил на Съезде народных депутатов СССР руководство республики в том, что, получая информацию о готовящихся событиях, оно не приняло необходимых мер. Махкамов говорил, что это неправда. Большие люди, наделенные властью, спорили, кто прав.

В те дни в Таджикистане трагедия перемешалась с фарсом. На улицах пролилась кровь, в республике объявлен траур. Душанбе погрузился в скорбь, народ оплакивал погибших. Коммунисты же проводили пленум ЦК, поддерживали своих. По сути, повторилось то, что происходило в Тбилиси, Баку, Прибалтике. Народный протест и возмущение были загнаны вглубь.

За кровавые события февраля 1990 г. ответственны также народившиеся движения того времени. Многими людьми осуждались безответственные призывы и действия руководителей движений, сыгравших негативную роль. Существовал разрыв между массами и руководителями, который оказалось трудно преодолеть. Было ясно, что народ больше не поддержит тех, кто проливал кровь, никогда не простит тех, кто развязал гражданскую войну. Тем не менее руководители своим упорным сопротивлением и нежеланием отказаться от власти приблизили новую кровь.

Трагедия в Душанбе была военно-политической акцией против мирных людей, поверивших в демократизацию общества, акцией противозаконной, осуществленной с серьезными нарушениями центральной и местной конституций, установленных законов и процедур. К сожалению, виновные в этом преступлении так и не понесли наказания.

Историю можно переврать, преподнести иначе, но все, что творилось в Таджикистане, забыть нельзя. Приходит время - и история начинает мстить. Мстить жестоко. Мы получили свое. После была братоубийственная война...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1459
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
918
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
656
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
908

Другие новости