В Минске - перемены. Никто из официальных лиц не обвиняет российские телеканалы в информационной войне, хотя еще совсем недавно подобные претензии звучали почти ежедневно. Зато возобновились разговоры об открытии в Минске второго государственного телеканала. По этому вопросу проведено совещание у президента Лукашенко. Перед нами тот случай, когда желание явно не соответствует возможностям. Продукция белорусского телеканала "Единство" мало у кого вызывает положительные эмоции. Политическая аналитика представлена тремя скучными программами, две из которых пытаются подражать во всем Сергею Доренко. Объект информационной агрессии иной, а стиль нападок тот же. Что касается развлекательных программ, то они не блещут новизной, а фильмы для показа извлекаются из архивной пыли.
В целом белорусское государственное телевидение существенно уступает московским каналам по всем параметрам. С одной стороны - недовольные зрители, которые просто редко смотрят его, с другой - власть. Последние полгода Лукашенко не упускает случая, чтобы не ткнуть пальцем в Григория Киселя, руководителя национальной телерадиокомпании: дескать, не тех лиц показываешь, не тому слово даешь, не те мысли пропагандируешь. Дошло до того, что главный телевизионщик Белоруссии подал заявление об отставке. Началось гадание, на ком же остановит выбор президент при назначении нового председателя. Но гадать пришлось недолго. Григорий Кисель вернулся в свой кабинет и начал нещадно объявлять выговоры ближайшим подчиненным, чего раньше за ним не замечалось, - от него потребовали кардинальных улучшений в работе телеканала.
Главным "рецептом перемен" является укрепление дисциплины кадров: искоренение опозданий и сокращение количества чаепитий, отсутствие возражений вышестоящему начальству. Прошел слух, что из Москвы в качестве генерального рецензента вызван Иван Демидов, который по замыслу должен просмотреть продукцию минских телевизионщиков и дать вместе с оценками советы по улучшению.
Но все это кажется мелочью, поскольку группа чиновников, в том числе и высокопоставленных, развернула активную кампанию по борьбе с "вражеским окружением". Основными объектами такового, по их мнению, являются две польских, одна литовская радиостанции, а также белорусская редакция Радио "Свобода". В Минске считают, что именно эти радиостанции ведут ожесточенную информационную войну против Белоруссии вообще и против Лукашенко в частности. Внутри Белоруссии, с точки зрения властей, информационных проблем не существует. Проведена тщательная "зачистка очагов сопротивления" и сохранены лишь те объекты, которые не представляют большой опасности. Давно ликвидирована радиостанция, пытавшаяся давать разнообразную информацию, в том числе не нравившуюся режиму. Стараниями секретаря Совета безопасности прекратила издаваться популярная газета "Навины", усилен финансовый гнет на все без исключения негосударственные СМИ. В то же время государство в значительной степени покрывает свои расходы за счет бюджетных вливаний. Группа депутатов Национального собрания провела в государственной прессе кампанию об угрозе безопасности Белоруссии, которую несет, по их мнению, информационная война. В частности, один из депутатов палаты представителей Валерий Драко (он же является заместителем председателя Парламентского собрания Союза России и Белоруссии по информации) выступает с предложением о создании мощной идеологической службы, которая взяла бы под жесткий контроль любой источник информации. Общество запугивается: если не обуздать поток информации, то он превратит Белоруссию во второе Косово или Чечню, не больше и не меньше. Для приукрашивания образа правящего режима в последние месяцы на экране государственного телеканала начали показывать лица деятелей оппозиции. Иногда и вовсе происходит для Минска невообразимое - оппозиционерам позволяют произнести несколько слов перед микрофоном. Это уже признаки прогресса. Появилось предложение о начале общенационального диалога между всеми политическими силами. Что это такое, никто сказать не может, хотя можно догадаться, что скорее всего будет организовано всенародное одобрение политики Лукашенко.
Пока же идеологические службы всерьез озабочены созданием второго телеканала. Александр Лукашенко по этому поводу высказал следующую мысль: единственный телеканал плох, потому что у него нет конкурентов. Очевидно, что идею создания второго телеканала подстегивают неудачные попытки протолкнуть на российский рынок белорусские средства массовой информации. Нельзя назвать удачной попыткой и выпуск газеты "Правда народов Содружества", инициированный бывшим депутатом российской Госдумы Сергеем Бабуриным и его минскими единомышленниками. Не приносят должного эффекта и так называемые обменные полосы между некоторыми минскими газетами и газетами областных центров России. Какая роль отводится в планах идеологов второму телеканалу, пока не понятно, но он вряд ли станет лидером в распространении информации за пределами Белоруссии. Во-первых, ощущается дефицит денег на развитие базы. Журналисты вынуждены работать в условиях цензуры, исходящей сверху и со всех сторон от малых и больших начальников. Стоило в кадрах появиться специалисту-аграрнику и высказать точку зрения, не совпадающую с официальной, как президент Лукашенко в публичной речи на всю страну дал резкую отповедь: мол, куда это годится, куда смотрит председатель телерадиокомпании, а ведь речь идет только о взглядах на развитие села. Цензура сковывает журналистов, они в лучшем случае копируют приемы и сценарии, увиденные на других каналах, что, естественно, порождает только серость, причем вторичную. Второй телеканал, планируется, станет закрытым акционерным обществом. Возможно, его возглавит заместитель руководителя администрации президента Иван Пашкевич, но тогда возникает опасность, что на вакантное место устремится вице-премьер Владимир Заметалин, не самый любимый персонаж как среди высокопоставленного чиновничества, так и среди интеллигенции. Поговаривают, что Пашкевич не прочь был совместить обязанности телевизионные с креслом административным, но вряд ли такая комбинация ему удастся.
Пока же политические "закройщики" думают и гадают, где же взять деньги на создание нового канала и на каких частотах его транслировать. Предположительно, жертвой может стать ОРТ, но в то же время авторов идеи точит сомнение: этот канал стал, пожалуй, самым лояльным по отношению к Лукашенко. РТР нельзя трогать, поскольку это государственная компания. Остается НТВ, но это единственный телеканал, который в срок рассчитывается с белорусскими связистами. В то же время опрос общественного мнения показывает, что идея создания второго телеканала и трансляции его на частотах одного из московских каналов вызывает резко отрицательные отклики.
Минск