Длительное время существенное негативное влияние на российско-грузинские отношения оказывал чеченский участок границы, не контролируемый на протяжении нескольких лет соответствующими структурами России. В Грозном никогда не скрывали, что именно это направление обеспечивало связь непризнанной Ичкерии с внешним миром.
Не раз из-за этого участка границы Москва и Тбилиси выдвигали обвинения в адрес друг друга в ведении каких-то закулисных игр, способных если и не дестабилизировать обстановку, то по крайней мере нанести существенный урон государственным интересам и безопасности.
Не обходилось и без провокаций, устраиваемых зачастую явно по подсказе извне. Достаточно вспомнить недавнюю историю с оружием, якобы подготовленным к продаже с российской военной базы в Вазиани чеченским боевикам. Видно, кому-то очень не хочется, чтобы на Кавказе наконец-то установились мир и спокойствие. Ведь если это произойдет, то тогда вряд ли удастся реализовать глобальные геостратегические планы установления контроля в одном из важнейших регионов мира.
В этой связи у российских военных вызывают тревогу и опасения продолжающие поступать сообщения о накоплении в Панкисском ущелье (Ахметский район) Грузии чеченских бандформирований. По данным экс-министра обороны Грузии Тенгиза Китовани там нашли "приют" более 1,5 тыс. боевиков. Грузинские официальные структуры опровергая заявление Китовани, тем не менее признают, что об этом районе республики, где уже давно официальная власть фактически не действует, действительно ходит дурная слава и проблема преступности в регионе растет день ото дня.
На последнем расширенном заседании правительства министр госбезопасности Грузии Вахтанг Кутателадзе вынужден был признать, что в Панкийском ущелье зафиксированы случаи похищения людей, угона скота, ввоза фальшивых американских долларов и наркотиков. Кроме того, по словам министра, в ущелье наблюдается противостояние между ваххабитами и последователями традиционного ислама, которое может привести к еще большему обострению криминогенной ситуации. Через Панкисское ущелье всегда ввозилось оружие, здесь же традиционно проходила наркотрасса. Эту информацию подтверждают и некоторые представители местных властей.
Судя по всему, серьезность ситуации на этом участке границы понимают и в департаменте погранвойск Грузии. Согласно заявлению его руководителя, грузинская сторона намерена усилить несущие там службу пограничные подразделения и увеличить их количество. Однако даже сами грузинские официальные лица признают, что фактически это реально невыполнимо.
Казалось, что на исключение негативного развития ситуации на чеченском участке грузино-российской границы должна быть направлена и проводимая миссией ОБСЕ в Грузии операция мониторинга обстановки. Но из широко разрекламированной затеи скорее всего также ничего не выйдет. И на то есть весьма веские причины.
По оценкам экспертов, учитывая труднодоступный характер местности, эффективный мониторинг по Большому Кавказскому хребту маловероятен. Для его полномасштабного проведения нужны немалые силы и средства. У международного сообщества, судя по аналогичным операциям в других регионах мира, их сейчас попросту нет.
Скорее всего, надо ожидать, что будет показана некая активность ОБСЕ в этом регионе, и скорее всего только в районе Шатили, но реальных дел сделано фактически так и не будет, чего боевики как раз и ждут.
В конечном счете это приведет к тому, что под идеологическим прикрытием ОБСЕ бандформирования перейдут в горную Грузию, произведут там перегруппировку сил, и не исключено, что не станут ждать таяния снегов и открытия всех горных перевалов и троп, а начнут действовать через границу гораздо раньше. Тогда уже не помогут никакие отговорки типа "мало наблюдателей", "не была обеспечена безопасность наблюдателей", "всех троп все равно не перекрыть", "в военном отношении наблюдатели не могут воздействовать на ситуацию на границе, так как не вооружены и занимаются исключительно мониторингом" и т.д.