ПРЕЗИДЕНТЫ Армении и Азербайджана в своем прямом диалоге вышли за рамки предложений, внесенных Минской группой ОБСЕ, и стремятся найти "более новаторское и смелое решение" проблемы Нагорного Карабаха. Именно так сегодня комментирует официальный Вашингтон результаты давосской встречи Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева и их переговоров с госсекретарем США Мадлен Олбрайт. Отказываясь конкретизировать суть "смелого новаторства" армянского и азербайджанского лидеров, американская сторона заявила, что диалог Кочаряна и Алиева свидетельствует о "прогрессе в процессе карабахского урегулирования" и имеет весьма позитивные результаты.
Следует признать, что такое резюмирование армяно-азербайджанских переговоров на высшем уровне уже давно стало традиционным. Аналогичную оценку встрече Кочаряна и Алиева, состоявшейся в рамках московского саммита СНГ, дал исполняющий обязанности президента России Владимир Путин. Однако, по мнению большинства наблюдателей, на нынешнем этапе диалог между армянским и азербайджанским президентами имеет прежде всего "внутренний характер", нацеленный на решение внутриполитических противоречий в Баку и Ереване, укрепление позиций обоих президентов. Дело в том, что проведение постоянного диалога на высшем уровне повышает политическую значимость фигур Алиева и Кочаряна, с именами которых армянская и азербайджанская общественность связывает возможность урегулирования многолетнего противостояния. А результатом ухода кого-либо из них с политического Олимпа представляется возможное возобновление военных действий - печальная перспектива, с которой не намерены мириться ни в Армении, ни в Азербайджане. Это хорошо осознают оба президента, а посему и легко идут на двусторонний контакт. Любопытно, что непосредственным результатом любых встреч Алиева и Кочаряна становится повышение их рейтинга в своих республиках.
Таким образом, следует признать, что вряд ли стоит ожидать серьезных результатов от переговоров армянского и азербайджанского президентов, какими бы смелыми новаторами они не были. Сам формат этого диалога обрекает его на безрезультативность. Ведь в нем не участвует непосредственная сторона противостояния - Нагорный Карабах, де-факто являющийся самостоятельным военно-политическим фактором в регионе. Об этом недавно намекнул и сам официальный Степанакерт. Министр иностранных дел НКР Наира Мелкумян заявила, что встречи Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева полезны в том плане, что "способствуют разрядке напряженности в регионе". В переводе с дипломатического языка эта формулировка означает, что они "бесполезны для непосредственного урегулирования конфликта".
Не стоит забывать, что проблема Нагорного Карабаха - это прежде всего проблема физического существования карабахцев. "Безусловно, этот вопрос очень важен для Армении, ибо затрагивает ее национальные интересы. Но для нас он жизненно важен. Вот в чем разница подходов Еревана и Степанакерта", - сказала в беседе с корреспондентом "НГ" глава карабахского внешнеполитического ведомства. Ее заявление, что НКР не примет какого-либо решения проблемы, которое будет достигнуто без участия и согласия Степанакерта, вызвало настоящий переполох в Баку. В неофициальных политических и журналистских кругах Азербайджана все чаще стал подниматься вопрос, насколько в действительности целесообразно отказываться от диалога с Нагорным Карабахом. Такая тенденция реально пугает официальные азербайджанские власти. Иначе не объяснить ответ главы МИД Азербайджана Вилаята Гулиева на просьбу бакинских журналистов прокомментировать это заявление Наиры Мелкумян: "Такие вопросы не решаются на уровне женщины". Оказывается, это - проблема полового характера, а никак не политического. По крайней мере такой ее видит глава азербайджанского внешнеполитического ведомства.
Ереван