В ТАШКЕНТЕ состоялось заседание Межведомственного координационного совета при президенте Узбекистана. Выступивший перед членами правительства, представителями банковских и финансовых кругов Узбекистана и других стран, журналистами отечественных и зарубежных СМИ президент Ислам Каримов дал свою оценку современных тенденций в экономике и определил основные задачи, решение которых должно способствовать укреплению позиций Узбекистана на мировом рынке. Именно это заседание президент Ислам Каримов провел первым после своего переизбрания на второй срок, и, следовательно, затронутые проблемы по своей значимости проходят под литерой "А". В своей речи лидер государства отметил, что "Узбекистан преодолел глубокий экономический кризис, добился макроэкономической и финансовой стабильности, в стране созданы условия для экономического роста". По мнению Каримова, этого удалось добиться благодаря проведению системных преобразований, утверждению и укреплению основы всех основ - частной собственности.
Однако в дальнейшем заседание вовсе не устремилось в русло перечисления достигнутых успехов, а было посвящено обозначению и детальному рассмотрению нерешенных проблем. Их обсуждению задало тон высказывание Каримова о том, что если "удовлетвориться нынешним уровнем развития страны и общества, то можно смело поставить крест на наших мечтах о завтрашнем великом будущем. Если отмахнуться сегодня от проблем, то завтра с ними уже не справиться". Президент признал, что на пути интеграции в мировую экономику имеется еще очень много нерешенных вопросов, связанных с совершенствованием и прежде всего адаптацией законодательства к общепринятым международным нормам. Действующий сегодня механизм хозяйствования, сохраняющий все еще многие пороки командно-административной, бюрократической системы, не способствует в должной мере развитию инициативы и предпринимательства, формированию рынков продукции, труда и капитала. И что особенно нетерпимо - не стимулирует мотивацию труда и достижение высоких конечных результатов.
Глава государства в качестве одного из приоритетных направлений развития страны обозначил либерализацию всех сфер общественного устройства и бытия, и прежде всего экономики. Это, в частности, предполагает "сокращение контрольных и регулирующих функций государства, ограничение его вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, и в первую очередь частного бизнеса". Необходимость подобных ограничений, по словам Каримова, продиктована тем, что класс собственников в стране до сих пор не обрел должного масштаба, кроме того, предполагается, что это должно сыграть свою положительную роль в привлечении свежего потока инвестиций. Другими словами, без "донорских" вливаний, без расширения присутствия иностранного капитала в банковском и финансовом секторах весьма проблематичной остается задача подъема экономики республики, ее полноправной интеграции в мировое сообщество.
Свидетельством того, что руководитель государства в полной мере представляет себе всю сложность этой задачи, стала открытость, с которой он напрямую спросил присутствующих зарубежных бизнесменов - что ныне мешает им плодотворно работать в Узбекистане? Отметая соображения престижа, он пригласил их также к обсуждению вопроса зрелости и продуманности ныне существующего в стране экономического законодательства, возможности их совершенствования, а также механизма применения этих законов. В свою очередь, президент пообещал зарубежным инвесторам всемерную поддержку, включающую гарантирование режима наибольшего благоприятствования.
Разумеется, разговор о проблеме привлечения иностранных инвестиций в экономику республики не мог обойти еще одного острого угла - вопроса конвертации национальной валюты Узбекистана. Очередная отсрочка ее введения, хоть и вызванная вполне объективными причинами, вызывает изрядные нарекания со стороны Запада (как известно, Узбекистан планировал ввести внутреннюю конвертацию в первом квартале 2000 года). Однако страна к настоящему моменту не обладает необходимым для свободного обмена валюты долларовым запасом, хотя последние два года ей удавалось сохранить неизменным объем золотовалютных резервов. Кроме того, до сих пор никем не было просчитано с достаточной долей точности, каковы могут быть последствия введения неограниченной конвертации. Главным направлением в обеспечении конвертируемости сума по текущим операциям Каримов обозначил развитие и укрепление внебиржевого валютного рынка, увеличение валютных ресурсов коммерческих банков. При этом необходимо создать гарантии, защищающие население и предприятия от негативных последствий колебаний валютного курса. Свое видение вопросов, предложенных для обсуждения Исламом Каримовым, высказали глава миссии Международного валютного фонда Розенберг, главы представительств Европейского банка реконструкции и развития Наказава, Международной финансовой корпорации Дж. Андерсон.
Ташкент