- ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, что, по вашему мнению, вызвало политический кризис на Украине, выразившийся и в недавнем расколе Верховной Рады, и в противостоянии исполнительной и законодательной властей?
- Те процессы, которые мы наблюдаем во властных структурах, являются "кризисом верхов". Основная его причина состоит в том, что закрепляется сложившаяся после выборов президента новая расстановка политических сил. Дело в том, что большая часть политического класса консолидировалась еще во время выборов, но не вокруг Кучмы как лидера, а вокруг перспективы перераспределения государственных властных и материальных ресурсов. Теперь этот класс занят перераспределением или, если хотите, получением дивидендов. А это, в свою очередь, подразумевает недоразумения и противоречия в лагере победителей. Поэтому можно утверждать, что кризис был спровоцирован президентским окружением, которое заинтересовано в укреплении своих позиций. Выборы - это бизнес в чистом виде. Вторая причина, спровоцировавшая кризис, состояла в том, что Леонид Кучма и его окружение попытались подчинить себе парламент настолько, чтобы он стал полностью управляемым со стороны администрации президента. Смена руководства Верховной Рады свидетельствует только о том, что Ткаченко оказался и недостаточно управляемым, и непредсказуемым. Кроме того, пост председателя парламента - это и есть та мзда, которую должны были получить люди, поддержавшие Кучму на выборах.
Если посмотреть на ситуацию с формальной точки зрения, то политический кризис был спровоцирован указом президента о референдуме 16 апреля. Этот документ, бесспорно, готовился поспешно, его суть не обсуждалась в обществе. Поэтому выносимые на референдум вопросы можно назвать как минимум неожиданными. Это касается, например, двухпалатного парламента: никто на Украине не знает, что это такое. Собственно, референдум - это крайняя мера, обоюдоострое оружие, в демократических странах к этому прибегают уже только после того, как общество бурлит. У нас, у населения, спросят о том, о чем оно не думало, не знало и знать не хотело. Ему навязывают вопросы, втягивают в распределение власти, в игру теневых политических групп...
- Тем не менее референдум скорее всего состоится. Насколько, на ваш взгляд, вероятен последующий роспуск Верховной Рады?
- Средний украинец (если условно ввести это понятие взамен отсутствующего на Украине среднего класса) поддержит любую инициативу власти, исходя из присущей нашему народу боязни худшего. Поэтому для Кучмы референдум и его результаты - это инструмент давления на Верховную Раду. С юридической точки зрения президент не будет обязан распустить парламент по результатам референдума - это не указано в Конституции.
Я совершенно уверен в том, что досрочных парламентских выборов (по крайней мере в этом году) не будет. Все это прекрасно понимают - никто, ни одна партия не готовится к выборам в этом году. Кроме того, президент тоже понимает, что новый парламент абсолютно точно не будет лучше старого ни в каком смысле. Парламент - только лишь зеркальное отражение слабости общества, отсутствия политической воли. Можно прогнозировать только уже начавшуюся перегруппировку сил, а не радикальные изменения.
Президент был заинтересован в том, чтобы в Верховной Раде сформировалось большинство, готовое "визировать" законы, подготовленные в администрации президента. Такое большинство сегодня уже есть, хотя его создание было вынужденным шагом: многие депутаты только приспособились, научились делать деньги, затратили большие деньги на прошлые выборы... Угроза референдума заставила их играть по тем правилам, которые навязаны исполнительной властью. Вот что интересно: кризис показывает консолидацию большей части политических элит на Украине. Но, с другой стороны, доказывает, что сегодня идеи, стратегии не имеют никакого значения. В составе искусственно созданного парламентского большинства объединились политические противники, люди с разными и даже противоположными подходами, идеями оказались все в одном лагере.
Это показательно, ибо свидетельствует о том, что на Украине не платформы и идеологии определяют политическое развитие, а кланово-корпоративные интересы.
Существует еще один важнейший фактор влияния - внешний. Президенту крайне необходимо в кратчайшие сроки утвердить бюджет, провести ряд законов, которые бы позволили продолжить переговоры с Западом и международными финансовыми структурами. Сегодня для Украины острейшей проблемой является необходимость выплачивать либо реструктуризировать неподъемный для страны внешний долг. Поэтому Запад и, в частности США, могут активно влиять на президента Украины. Даже правительство Ющенко - это своего рода вынужденная мера, на которую пошел Кучма под давлением Запада.
- Вы упомянули кланово-корпоративный характер украинской политики, о котором политологи говорят уже лет пять. За это время ничего не изменилось?
- На Украине с самого начала сложился нелегальный политический рынок. Все имеет свою цену - партия, выборы, место во фракции, сама фракция. Продаются голоса, партии, политическая позиция. До тех пор пока в обществе не будет сформирован средний класс, будет существовать политика в таком виде. Теневая политика трансформируется в публичную и прозрачную, только в случае если общество активизируется, станет контролировать властные структуры или хотя бы подавать признаки жизни как общество. Этого на Украине нет. У нас общество согласно с любым решением властей и прощает все.
В нынешних условиях мы в виде политического кризиса получили прецедент худшего проявления демократии. Я бы охарактеризовал это явление как крайне циничное и прагматичное. Ведь парламентское большинство есть, оно сформировалось. Вопрос только в том, на каких условиях. Однако результатом этого процесса стало усиление исполнительной власти и, соответственно, бизнеса, который на нее ориентируется. Они подчиняют себе законодательную власть, дискредитируя при этом саму идею парламентаризма. Кроме того, нарушается равновесие между ветвями власти. Судебная власть оказалась заложницей исполнительной власти, она никак не высказалась по поводу референдума, например. Иными словами, на Украине создается... коллективный авторитаризм, ибо его нельзя связать с одной личностью, но только с группой. Это, конечно, приближает Украину к Белоруссии, где президент руководит своим парламентом.
- Но ведь существует новое правительство реформаторов и рыночников...
- Вы пользуетесь распространенными мифами, специально созданными идеологемами, наподобие того, что Ющенко - реформатор. Ющенко - крупный магнат, действительно прекрасный специалист, умный, прагматичный, очень состоятельный человек. Но он полностью управляем со стороны Запада, его нельзя назвать самостоятельной фигурой. Что значит реформатор? В чьих интересах? Действия Ющенко как реформатора? Чикагская школа при такой страшной бедности, нищенстве, которые повсеместны на Украине, - это просто цинизм. Это же эксперимент, а не реформы. И такой эксперимент стал возможным именно потому, что нет на Украине демократии участия и нет социального государства.
- Владимир Иванович, но, кроме Запада, существует огромное влияние на Украину и со стороны России?
- Я бы сказал, что в сфере экономики влияние России составляет 60 процентов, Запада - 40 процентов. Между ними идет борьба. Но нужно учитывать, что у России есть свой буфер - Белоруссия, а Запад хотел бы видеть своим буфером Украину. Поэтому Запад будет удерживать какой-то баланс на Украине, не допуская крайностей. Хотя, конечно, Запад всегда, когда ему это было нужно, отдавал Украину - Гитлеру, Сталину. И сегодня и в России, и в США в отношении Украины сформировалась определенная внешнеполитическая доктрина. Никто не рассматривает Украину как субъект международных отношений, она выступает только как объект. Поэтому не стоит испытывать иллюзий. Зависимость от России огромна.
- Можно ли из сказанного вами сделать вывод, что правительство "ставленника Запада" Виктора Ющенко в условиях жесткого энергетического кризиса, преодоление которого зависит в данном случае только от России, просуществует недолго?
- Трудно сказать. Меня настораживает то, что Леонид Кучма все время подчеркивает: Ющенко привел свою команду, сам сформировал правительство. Похоже, президент хотел бы остаться в стороне, если придется признать, что правительство не справилось... Вероятно, вопрос о том, зачем президент торопится снять с себя ответственность, - не праздный вопрос.
Киев