ПОСЛЕ подписания Договора о создании Союзного государства в Москве и Минске стали говорить о выборах российско-белорусского парламента, который займется формированием "единой формы государственности". Процесс этот, очевидно, потребует немало времени, и здесь нельзя не учитывать различных точек зрения на то, что происходит сейчас в Белоруссии. Катализатором возмущения демократически настроенных российских политиков и мирового сообщества по-прежнему являются отношения белорусских властей и оппозиции. После "Марша свободы" руководство республики несколько смягчило свою позицию - были отпущены на свободу под подписку о невыезде организаторы и участники "Марша", разрешено было зарегистрировать ранее закрытые газеты. Однако оппозиционеры считают эти меры чисто показными. Вообще белорусские демократы уверены, что пребывают "в хорошей форме" и, проводя согласованную и последовательную политику, могут переломить ситуацию в свою пользу. Исключительно своей заслугой оппозиция считает решение ПАСЕ не восстанавливать статус специально приглашенного для республики, которым она пользовалась до ноября 1996 года. Официальный Минск расценил это как проявление двойных стандартов и месть за интеграцию с Россией. Другим своим достижением белорусские демократы считают выработку единой позиции Европы по "белорусскому вопросу", теперь они ставят целью согласование европейского подхода с позицией США.
Кстати, в этом плане нужно отдать должное и усилиям белорусских дипломатов. Снискав негативный отклик на свою политику у депутатов ПАСЕ, белорусское руководство не поставило крест на диалоге с Западом. Уже 31 января зам. главы белорусского МИДа Сергей Мартынов высказался за налаживание с НАТО контактов "на принципах взаимного уважения, учета взаимных интересов и, естественно, равноправия". Он напомнил, что по завершении бомбардировок Югославии Минск начал восстанавливать прерванные с альянсом связи и даже послал свою делегацию на заседание Совета евроатлантического партнерства. Через день после этого выступления президент Лукашенко решил сыграть в "злого следователя" и как бы между прочим заметил, что сейчас совместными белорусско-российскими усилиями ведется работа по созданию "очень мощной военной группировки не в одну сотню тысяч человек, которая будет оснащена самыми современными вооружениями и станет западным щитом общего Отечества".
Вообще, будучи ярым приверженцем идеи единения двух братских народов и ощущая поддержку Кремля, президент Белоруссии чувствует себя достаточно уверенно и практически открыто игнорирует мнение демократических сил. Сейчас власти и оппозиция инкриминируют друг другу срыв переговоров, которые в надежде на проведение свободных и справедливых парламентских выборов инициировала ОБСЕ. Представители официального Минска утверждают, что оппозиционеры под различного рода предлогами, условиями предварительного характера отказывались сесть за стол диалога. Камнем преткновения стал Избирательный кодекс, принятый Национальным собранием, по которому будут проходить парламентские и президентские выборы. Белорусские демократы недовольны, что кодекс был принят без согласования с ними, однако официальный Минск придерживается на этот счет другого мнения. Проект кодекса был направлен в 23 организации, в консультативно-наблюдательную группу (КНГ) ОБСЕ, ПАСЕ и шести основным политическим партиям, но оппозиция не отреагировала на предложение высказать свое мнение по поводу этого документа. В проект кодекса было включено 48 согласованных предложений по 46 статьям. Изменен порядок образования окружных и территориальных избиркомов. Они будут формироваться не исполнительными органами, а совместным решением президиумов соответствующих местных Советов депутатов и исполнительных комитетов из представителей, выдвинутых политическими партиями, другими общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Наблюдателям предоставлено право присутствовать на заседаниях комиссий на всех этапах избирательной кампании. Исключены положения о запрете призывов к бойкотированию выборов, референдумов, а также о привлечении за это к ответственности. В доработанном проекте кодекса расширена возможность судебного обжалования решений избирательных комиссий. Белорусское руководство утверждает, что при доработке кодекса были внесены практически все замечания и предложения КНГ ОБСЕ, а по его проекту получено заключение экспертов Еврокомиссии за демократию через право Совета Европы.
Между тем та же КНГ имеет серьезные претензии к белорусским властям по поводу преследования политических оппонентов. До сих пор не завершено судебное разбирательство по делу экс-главы "Белагропромбанка" Михаила Чигиря, который на инициированных оппозицией выборах выдвигал свою кандидатуру на пост президента Белоруссии. Напомним, что прокуратура инкриминирует ему злоупотребление служебным положением, в результате чего государству был нанесен ущерб на сумму в 4,1 млн. долл. На днях подала голос и экс-глава Нацбанка Тамара Винникова, скрывающаяся за границей. В интервью газете "Народная воля" она заявила о намерении вернуться на родину, ведь за три года со дня ее ареста "28 оперативно-следственных работников так и не смогли передать дело в суд из-за отсутствия состава преступления". Винникова, похоже, решила перейти в наступление, заявив, что в управленческих структурах Белоруссии "присутствует клановость, имеющая вековые традиции. Один из таких кланов совместно с российскими структурами финансировал, организовывал избирательную кампанию Александра Лукашенко. Он от них очень зависим".
Стоит ли говорить, что степень коррумпированности высших чиновников высока как в России, так и в Белоруссии, но как бы то ни было, экономическим системам двух государств предстоит интегрироваться. Хотя в преддверии подписания Союзного договора в Минске не уставали говорить о высоком экономическом потенциале Белоруссии, уже в начале года появились основания полагать, что положение республики далеко от стабильного. В первые дни января снова подскочили цены на нефтепродукты. Бензин подорожал на 28%, дизтопливо - на 41%. В конце прошлого месяца Нацбанк объявил о существенном ужесточении денежно-кредитной политики, решив прекратить целевое кредитование экономики за счет эмиссионных кредитов. Накануне стало известно, что Белоруссия рассчитывает получить у России кредит для стабилизации своей национальной валюты. Вопрос о предоставлении денег обсуждался и на встрече Путина с Лукашенко. Однако, как сообщил первый зам. главы МИДа Валентин Величко, Минск "достаточно активно" рассчитывается за полученные из России энергоресурсы - долг за нефть, газ и электроэнергию составляет немногим более 200 млн. долл. Кстати, по мнению главы белорусского правительства Сергея Линга, в этом году Белоруссия на 100% рассчитается с Россией за энергоносители. Если на 1 января 1999 года Белоруссия должна была "Газпрому" 232 млн. долл., то на начало декабря - "всего" 207 млн., а в результате взаимозачетов долг не превысит 160 млн. долл. "Газпром" вместе с "Итерой" обязались в этом году поставить белорусам около 15 млрд. куб. м "голубого топлива". Практически на днях ИТАР-ТАСС сообщил, что "Газпром" снизил цену на газ для Белоруссии с 30 до 26,9 долл. за 1 тыс. куб. м. Рассчитывают в Минске и на "Славнефть". "Цель у "Славнефти", как выразился ее новый председатель Михаил Гуцериев, одна - получение максимальной прибыли в интересах акционеров. В случае "Славнефти" - это, в первую очередь, в интересах государства, теперь уже единого - Союза России и Белоруссии".
Между тем экономическая политика белорусского руководства в такой важной сфере, как налогообложение, вызывает крайне негативную реакцию некоторых категорий налогоплательщиков. В начале этой недели частные предприниматели Белоруссии провели митинг и потребовали отмены ряда законодательных актов, регулирующих деятельность частного сектора экономики - отмены НДС для тех, кто оплачивает фиксированные налоги, снижения ставок налогов, а также отмены ряда декретов главы государства, наделяющих фискальные органы правом дополнительно штрафовать и проводить конфискацию товаров. 1 февраля началась общереспубликанская забастовка мелкооптовых предпринимателей. "Завезем все, что продавали на рынках бастующие, и уберем их с рынков, заменив нормальными предпринимателями", - заявил президент Лукашенко в ответ митингующим. "Это болтуны, а не предприниматели, если они начинают войну с властью", - полагает белорусский президент. Он уверен, что бастующие предприниматели привозят в страну низкокачественный товар, наживаются на его реализации и финансируют оппозицию. Одновременно президент не исключил, что правительство могло допустить ошибку при разработке новой системы налогообложения, и пообещал поставить разработчиков на место.