МИНИСТР иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил в интервью бакинскому информагентству "Шарг", что официальный Баку всецело поддерживает идею создания военного пакта с Анкарой и Тбилиси. Глава азербайджанского внешнеполитического ведомства считает, что военно-стратегический союз между Турцией, Азербайджаном и Грузией будет направлен на "укрепление безопасности и стабильности в регионе". Необходимо отметить, что, по словам самого Гулиева, идея формирования этой военной оси на Кавказе базируется на выдвинутых ранее лидерами Азербайджана, Грузии и Турции предложениях о создании в регионе так называемого "Пакта стабильности и безопасности". До последнего времени эти инициативы Алиева, Демиреля и Шеварднадзе преподносились под "общерегиональной ширмой" и без намека на желание Баку, Анкары и Тбилиси создать военный блок, направленный против России, Армении и Ирана.
Похоже, сегодня в Баку и Анкаре всерьез занялись подготовкой своеобразного "кавказского заговора", основной мишенью которого являются Москва, Тегеран и Ереван. Этот процесс реализуется на уровне министров, но с молчаливого согласия высшего политического руководства Турции и Азербайджана. "НГ" уже писала о беспрецедентном заявлении турецкого министра по связям с тюркоязычными республиками СНГ Абдулхалука Чея, выступившего за создание так называемого "Тюркского содружества" и фактическую реабилитацию "Великой Османской империи" ("НГ" #10 от 21.01.2000 г.). Эта публикация вызвала соответствующую реакцию Министерства иностранных дел РФ, которое подвергло резкой критике высказывания турецкого министра. В специальном сообщении департамента информации и печати российского МИДа отмечается, что Чей допустил ряд некорректных высказываний в адрес России, а его заявления "никак нельзя назвать дружественными и соответствующими нынешнему уровню российско-турецких отношений". В документе подчеркивается, что высказанные турецким министром "идеи создания замкнутого сообщества на этнической основе не способствуют укреплению сотрудничества и взаимопонимания в Центральной Азии и Закавказье". МИД РФ выразил надежду, что "подобный образ мышления не отражает позиции турецкого руководства".
Дальнейшее развитие событий, однако, не свидетельствует об обоснованности этой надежды. 29 января Абдулхалук Чей представил первые конкретные предложения, нацеленные на реализацию поставленной "сверхзадачи" - создание "Тюркского содружества". Турецкий министр заявил, что тюркоязычным республикам СНГ прежде всего следует изменить свои экономические законодательства, базирующееся, по его словам, на российских стандартах. Далее Чей предлагает создание арбитражной комиссии между Турцией, Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном и Узбекистаном и разработку общей стратегии привлечения иностранных инвестиций. Таким образом, Анкара взялась за экономическую сторону реализации своей цели. Проводником же более опасной линии, похоже, сегодня выступает Азербайджан. По крайней мере, об этом свидетельствует заявление Баку о его готовности создать военно-стратегический альянс с Тбилиси и Анкарой. По мнению ряда наблюдателей, такая "инициативность" Азербайджана прежде всего объясняется опасениями администрации Алиева в связи с возможностью разблокирования армяно-турецкой границы. Возможное потепление отношений Еревана и Анкары станет бесспорным свидетельством полного фиаско проводимой Гейдаром Алиевым внешнеполитической линии и приведет к резкому усилению внутриполитического противостояния в Баку.
Необходимо признать, что подобная политика Азербайджана в действительности способна сорвать усилия Армении по ослаблению напряженности в регионе и установлению экономической кооперации. В случае реализации разрабатываемого в Баку и Анкаре "кавказского заговора" Еревану придется отказаться от проводимой "неблоковой" политики в целях обеспечения безопасности армянского государства.
"Создание осей чревато формированием контросей", - так ранее прокомментировал Чрезвычайный и Полномочный Посол Греции в Армении Панайотис Зографос усилия Турции сформировать в регионе агрессивный военно-политический альянс. Не исключено, что результатом возможной реализации идеи о создании военно-стратегического пакта между Турцией, Грузией и Азербайджаном (с перспективой его распространения на Центральную Азию) может стать формирование в регионе контроси с участием Москвы, Тегерана, Еревана и, возможно, Афин.
Ереван