СОБРАВШИСЬ вопреки воле спикера самостоятельно 15-16 декабря 1999 года, 51 депутат из 100 отправил президиум Верховной Рады Крыма и его председателя в отставку. Однако в отличие от своих украинских коллег крымские депутаты не назначили исполняющего обязанности спикера и не поручили ему подписать принятое решение, что дало Леониду Грачу шанс на спасение.
Январскую сессию Грачу, контролировавшему 44 депутата, открыть так и не удалось. Но и оппозиция больше 50 депутатов одновременно собрать не смогла, упустив возможность довести начатое дело до победы. Этим воспользовался недоотставленный спикер, отказавшийся признать декабрьские решения и перешедший в политическую атаку. Грач, опираясь на поддержку Леонида Кравчука, недовольного укреплением позиций Народно-демократической партии в Крыму, и используя народного депутата Украины Анатолия Франчука, жаждущего в третий раз сесть в премьерское кресло, попытался было отправить в отставку правительство автономии.
Благодаря старым связям Франчук сумел сформировать в парламенте Крыма поддерживающую его депутатскую группу, которую возглавили Александр Рябков, входивший в состав правительства при Франчуке, и генеральный директор ОАО "Крымгаз" Анатолий Коцеруба. Официально были названы четыре члена новой группы (двое из них ранее входили в куницынскую фракцию "Согласие"), и было заявлено, что фракция "Центр" насчитывает до 15 депутатов.
Почувствовав реальную поддержку, Грач назначил внеочередную сессию с повесткой дня "Об отчете Совета министров АРК о своей деятельности в целом" на основании 38 собранных подписей. Оппозиция под требованием о проведении внеочередной сессии собрала в декабре много больше подписей, но Грач проводить ее отказался, говоря, что якобы по регламенту для этого требуется 2/3 голосов, то есть налицо полный произвол.
Со второй попытки 31 января Грачу удалось открыть внеочередную сессию, собрав 52 голоса. Если учесть, что фракция "Коммунисты и народовластие" и ее сторонники насчитывают 44 человека, значит, в группу "Центр" реально входит 8 депутатов. Не случайно подавать заявление на регистрацию фракции "центристы" не стали, ибо для этого требуется 10 членов.
В проекте постановления сессии по отчету правительства предлагалось признать его работу неудовлетворительной, отправить в отставку, поручить спикеру решить с президентом Украины вопрос о даче согласия на освобождение Сергея Куницына от должности и формировании нового состава Совета министров. Получив такой проект, правительство на своем внеочередном заседании сначала попросило перенести отчет на вторую половину дня, а потом, учитывая серьезность вопроса и скоропалительность сессии, - на следующее утро, 1 февраля.
Грач счел эти соображения несерьезными, и ввиду отсутствия доклада правительства решили заслушать содоклад, который почему-то поручили делать не председателю профильной депутатской комиссии, а ярому стороннику Франчука депутату Анатолию Коцерубе. Гендиректор "Крымгаза" (в области нефти и газа у семейства Франчуков серьезнейшие личные интересы) красочно расписал блестящие организаторские способности экс-премьера и назвал действующего премьера пустословом, выдающим желаемое за действительное. Понимая, что полное игнорирование сессии ничего не даст, Куницын пришел, коротко ознакомил депутатов с результатами работы правительства за время своего премьерства и ушел.
Далее депутаты до 8 часов вечера пытались отправить правительство в отставку либо принять хотя бы какое-нибудь решение - закрыть сессию, перенести на другой день, отложить отчет Совмина на 3 месяца и т.п., но ни разу больше 50 голосов собрать не смогли. В принципе депутат Анатолий Бурдюгов внес предложение продлить сессию, которая по регламенту должна продолжаться до 18 часов, еще на 10 минут. Оно не прошло, и после этого сессия автоматически должна была закрыться. Но Грач вопреки регламенту продолжил сессию, горя желанием принять хоть какое-то решение, которое оправдало бы проведение внеочередного пленарного заседания.
В конце концов после неоднократных перерывов и консультаций депутаты проголосовали за продолжение сессии следующим утром. 1 февраля события развивались очень быстро. Предложение "Центра" принять первоначальный проект постановления не прошло - поддержали только 48 депутатов. Председатель фракции "Коммунисты и народовластие", заместитель министра курортов и туризма Вячеслав Захаров внес более мягкий вариант - признать работу правительства неудовлетворительной и на мартовской сессии заслушать его отчет с учетом исправления сделанных замечаний. "За" - требуемый 51 депутат.
Почему же решение, столь желанное вначале, принято не было? Во-первых, Леонид Кучма уже сделал заявление, что согласие на отстранение Сергея Куницына от должности он не даст, а 67 голосов, необходимых для преодоления президентского вето, у Грача не было. Во-вторых, коммунисты, работающие в правительстве, прекрасно отдают себе отчет, что в случае назначения Франчука премьером их из правительства выбросят либо способность влиять на события сведут к нулю. Они не против отставки Куницына, но без замены его на Франчука. Если же Грач предложит другую кандидатуру, Франчук может присоединить свой "Центр" к оппозиции и убрать попытавшегося было использовать и обмануть его спикера-коммуниста.
Но, похоже, в определенной степени это все равно произошло. Франчука засветили, использовали и если окончательно и не выбросили, то по крайней мере отставили, держа на поводке. Это изрядный удар по экс-премьерскому самолюбию, и если он не сможет заставить Грача исполнить обещание, значит, для Франчука наступила безрадостная политическая старость.
Куницыну же, чтобы иметь право называться крымским лидером, нужно, во-первых, выдержать испытание Франчуком. Пока ему это удается. И во-вторых, повалить спикера и поставить на это место своего человека. Наступила ситуация динамического равновесия - Куницын дорос до Грача и даже стал чуточку сильнее, но из-за допущенных ошибок отстранить его пока не может.
По мнению ближайшего окружения премьера, решение об отставке правительства не состоялось, поскольку Грачу подвешенное состояние Куницына намного выгоднее, чем замена его на Франчука. Пусть один боится, а другой желает.