Россия в виде СССР уже пыталась урегулировать конфликт 10 лет назад. Фото Бориса Кауфмана (НГ-фото) |
В РАМКАХ завершившегося в Давосе Всемирного экономического форума состоялась очередная двусторонняя встреча без посредников президентов Азербайджана и Армении. Договоренность о ее проведении была достигнута Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном в Москве на саммите СНГ. Как и предполагалось, переговоры лидеров противостоящих сторон и на сей раз не привели ни к каким конкретным результатам, став лишь очередным, уже привычным проявлением декларируемого Ереваном и Баку стремления "продолжать усилия по поиску мирных путей урегулирования армяно-азербайджанского конфликта".
Однако фон, на котором происходила встреча президентов в Давосе, никак нельзя назвать слишком благоприятным. Баку не скрывает своего возмущения тем обстоятельством, что две швейцарские фирмы, "Франк Мюллер" и "Андре групп", намерены развернуть в Нагорно-Карабахской Республике активную предпринимательскую деятельность. Несмотря на то что НКР с 1988 года никак не контролируется бакинскими властями, а в 1991 году здесь в полном соответствии с действующими тогда советскими законами был проведен референдум о независимости, Азербайджан продолжает считать этот край "своим". Поэтому президент Алиев в ходе встречи с руководителями Швейцарии "подчеркнул недопустимость участия швейцарских фирм в каких-либо проектах на территории Нагорного Карабаха до полного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта". В свою очередь, азербайджанский МИД также направил Берну официальный протест, в котором, в частности, содержится незавуалированная угроза "изыскать пути для предотвращения участия указанных компаний в сомнительных экономических проектах". Кстати, эти "сомнительные проекты" состоят в том, что швейцарские фирмы намерены развернуть в Степанакерте производство часов и ювелирных изделий, а также заняться жилищным строительством и модернизацией местного агропромышленного комплекса.
Трудно сказать, удастся ли азербайджанским политикам и дипломатам заблокировать частную инициативу швейцарцев в Карабахе, однако совершенно очевидно, что непримиримая позиция, традиционно занимаемая Баку в подобных вопросах, на деле никак не способствует поиску мирных политических путей разрешения застарелого конфликта. Сам по себе активный интерес, проявляемый к Карабаху осторожными и щепетильными швейцарскими бизнесменами, свидетельствует, что инвестиционный климат, а следовательно, общеполитическая обстановка в НКР их устраивает. Причем настолько, что вполне предсказуемая негативная реакция Баку их не смутила. В этой связи тем более удивительным и контрпродуктивным выглядит упорное нежелание Азербайджана согласиться на участие в переговорном процессе политического руководства Нагорного Карабаха. Опыт урегулирования всех без исключения схожих конфликтов как на постсоветском пространстве, так и за его пределами свидетельствует, что проблема не может быть решена мирным путем, если к ее разрешению не привлекается одна из основных противоборствующих сторон. Нынешняя коллизия состоит в том, что западные бизнесмены считают Карабах вполне серьезным и надежным партнером для экономического сотрудничества, между тем как Баку пока не желает видеть в лице Степанакерта партнера по политическому диалогу. Становится очевидно, что позиция Азербайджана активно тормозит возможности миротворческого процесса в целом, ибо стремление решить политические вопросы раньше хозяйственных вряд ли способно реализоваться на практике.