В СНГ есть что смотреть туристам - взять хотя бы достопримечательности Бухары. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
ИндустриЯ туризма играет заметную роль в мировой экономике. Доходы от туризма в целом сопоставимы с прибылями от экспорта энергоносителей и торговли оружием. По туристическим визам около четырех миллионов россиян ежегодно выезжают за рубеж, но даже неспециалистам ясно, что в этой сфере у нас далеко не все благополучно. Вы, Валерий Александрович, возглавляете ведущий туристический вуз России и Объединенный университет туризма СНГ и поэтому можете объективно оценить, как повлияли на эту отрасль такие события, как падение "железного занавеса" и переход к рынку.
- Еще в 1990 году индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 миллионов туристов и более 300 миллионов экскурсантов. В казну государства от этой отрасли ежегодно поступала сумма, эквивалентная 16 миллиардам долларов. После распада СССР на территории России более 10 тысяч объектов социального туризма фактически приостановили свою деятельность. На наших глазах произошло сужение социальной базы туризма до "новых русских", формирующегося среднего класса и челночников. Туризм стал недоступен для основной массы населения.
В 1985 году в СССР на одного туриста, отправляющегося за рубеж, приходилось 15 "внутренних" туристов, а сейчас в России на 10 выезжающих - один "внутренний". И то и другое очень плохо. Для сбалансированного туристского рынка, как свидетельствуют разработки Всемирной туристской организации, оптимальная пропорция: 1 въездной - 1 выездной - 4 "внутренних" туриста. Сегодня общий ежегодный объем поступлений от туризма в мире равен более 1,5 триллиона долларов. Из России по каналам туризма вывозится более 20 миллиардов долларов в год, поступления от иностранного туризма составляют примерно 2 миллиарда долларов, а от внутренних передвижений - в 2 раза меньше. По официальным данным, Россию в 1997 году посетили 2 миллиона 300 тысяч иностранных туристов, а за 9 месяцев 1998 года - столько же. Капля в море. Сравните: в Эстонии, где население около миллиона человек, побывали в 1998 году 3,9 миллиона иностранных туристов.
В 1996 году был принят Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в текст которого вопреки возражениям экспертов под давлением федерального туристского ведомства была внесена правовая норма, согласно которой общедоступный социальный туризм - это всего лишь "путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды". В итоге на российском рынке туристский продукт был вытеснен, а в рамках бюджетных ассигнований, естественно, не появился.
Практически во всем мире туризм представляет собой зону предпринимательства. Государство определяет лишь туристскую политику и способствует развитию туризма, принимая соответствующие законы и регулируя экономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма. Таким образом, туристские предприятия обязаны действовать в условиях регулируемого государством рынка. А потребители объединяются в различные ассоциации и общества. Эти ассоциации, что называется, и "заказывают музыку", например, формируют требования к социальному туристскому продукту, вступают в диалог с государственными органами по вопросам законодательной и нормативной поддержки своего движения. С этой точки зрения туризм всегда представляет собой общественное движение, созданное в интересах потребителя.
- Вы выступаете за развитие в России и в других странах СНГ внутреннего социального туризма. Но существуют ли экономические механизмы для превращения этой отрасли из элитарной в массовую?
- Везде в мире принята программа социального туризма, в каждом туристском районе есть объекты и услуги для клиентов с самым разным уровнем благосостояния. Если у клиента много денег, его селят на берегу моря в пятизвездочном отеле. Поменьше денег - заселят в отель попроще. Совсем тощ карман - все равно найдется возможность поселить на берегу этого же моря. Каждый человек вне зависимости от своего дохода имеет возможность побывать в любом городе, посмотреть любые архитектурные памятники или музеи. Туризм доступен и для социально незащищенных детей, стариков, инвалидов. И дело вовсе не в государственных субсидиях. Дело в мудрой политике, когда турфирмам выгодно работать не только с немногочисленными миллионерами, приносящими сверхприбыли, но и с самым широким кругом обычных людей.
Благодаря квалифицированной политике предпринимателю выгодно создавать дешевые туристские услуги, доступные каждому. А если к этим услугам прибегают едва ли не все, то суммарная прибыль становится вполне достаточной, чтобы остался доволен предприниматель.
У нас в России все наоборот. Часть людей выезжают отдыхать за рубеж, остальные не могут отдыхать вообще. Большинство детей провели это лето в городе. Люди перестали ездить по стране, знакомиться с родным краем. Как можно любить родину, не зная ее? У нас растет поколение детей, нигде не бывавших. Не видевших ничего, кроме пыльного своего города или убогой деревни с разваливающимися избами.
- Расскажите, пожалуйста, более подробно о развитии туристских связей между странами СНГ.
- Страны СНГ занимают весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг. На их долю приходится менее 2% мирового туристского потока. Образно говоря, эта одна шестая часть суши является для туристов огромным белым пятном. Даже пустыня Сахара и ее окрестности лучше освоены путешественниками.
Лидером туризма в СНГ в минувшем году стала Украина. Ее здравницы после августовского кризиса приняли на отдых в 7,2 раза (на 151 тысячу) больше россиян, чем в 1998 году. К сожалению, главный центр украинского туризма - Крым - и в условиях рынка сохранил многие свои традиционные недостатки: слабую организацию транспорта и питания, перебои с водоснабжением, низкий уровень санитарно-гигиенического состояния курортной зоны. Новые возможности для развития туризма открывает российско-белорусская интеграция. Белоруссия имеет богатое культурно-историческое наследие и уникальный природный комплекс. Существенные финансовые средства в инфраструктуру белорусского туризма вкладывает Управление делами президента, в ведении которого находятся современные гостиницы, охотничьи хозяйства, экскурсионные теплоходы, сувенирные промыслы.
По количеству турпоездок из стран СНГ в Россию в минувшем году абсолютным лидером была Украина (1 миллион 20 тысяч туристов). Далее следуют: Азербайджан - 19,2 тысячи; Таджикистан - 13,3; Казахстан - 5,9; Грузия - 5,5; Белоруссия - 5,4; Узбекистан - 3,2; Молдавия - 2,5; Киргизия - 2,1; Армения - 1,2; Туркмения - 0,4 тысячи. Среди граждан СНГ, посетивших Россию, туристы составляли только 19,7%, а все остальные приезды связаны со служебными командировками, частными поездками и с обслуживанием транспортных средств.
- Для развития массового туризма необходимы профессионалы, которые умеют работать в условиях рынка. Как обеспечить подготовку таких специалистов?
- Такие профессионалы есть уже сейчас. Наша академия готовит тысячи таких сотрудников. Наших студентов обучают очень авторитетные преподаватели по новейшим учебным программам. Наши студенты постоянно выезжают на стажировку за рубеж, в самые престижные международные турфирмы. И надо отметить, что наши стажеры там высоко котируются и пользуются уважением иностранных коллег.
Когда мы создавали в подмосковной Сходне эту академию, многие считали эту затею бредовой. Еще бы, без государственного финансирования, на голом месте создать вуз. Но мы доказали, что всего можно добиться собственными усилиями. Туризм - это настоящее золотое дно. Несмотря на то что обучение в академии платное, у нас очень большой конкурс среди поступающих. Мы поставили дело так, что студенты уже за годы учебы на стажировках полностью оправдывают затраты при поступлении и даже оказываются в выигрыше.
Все наши выпускники ждут работы именно в отечественном туристском бизнесе, они способны поднять его из небытия. Причем это будет уже сделано на уровне международных стандартов, скажется учеба за границей.
Туризм является важным средством углубления интеграционных процессов между государствами СНГ. Поэтому в 1998 году на базе Российской международной академии туризма был создан Объединенный университет туризма государств - участников СНГ. В состав этого союза общественных объединений вошли: Белорусский фонд развития и поддержки науки и высшей школы, белорусское республиканское объединение "Беларустурист", ряд высших учебных заведений России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Таджикистана.