ПРЕЗИДЕНТ Армении Роберт Кочарян высоко оценил итоги прошедшего в Москве саммита глав государств - членов СНГ. При этом, однако, руководитель Армении считает, что "страны Содружества еще не готовы к созданию зоны свободной торговли". Роберт Кочарян полагает, что, несмотря на создание рабочей группы для подробного изучения этого вопроса, скорых результатов в процессе осуществления данной идеи ожидать не приходится. "Разница в степени глубины ведущихся в странах СНГ реформ столь велика, что вряд ли возможно будет реализовать это предложение в ближайшем будущем", - подчеркнул Роберт Кочарян. Он также сообщил, что его диалог с Гейдаром Алиевым по проблеме Нагорного Карабаха будет продолжен. Как известно, последняя встреча лидеров двух противоборствующих государств состоялась в рамках московского саммита, следующая, по всей вероятности, состоится на днях в Давосе, где пройдет Всемирный экономический форум. "Мы попытаемся активизировать процесс урегулирования", - отметил в этой связи президент Армении, добавив, однако, что "не хочет предугадывать итогов".
Осторожность Кочаряна вполне объяснима. Ереванские наблюдатели обратили особое внимание на заявление и.о. президента России Владимира Путина о том, что Москва считает принцип территориальной целостности приоритетным. Существует опасение, что Армения и Карабах в результате могут оказаться в проигрышной ситуации, поскольку Кремль, судя по всему, намерен более последовательно и целенаправленно добиваться полной реализации подобных подходов на всем постсоветском пространстве. Это, в свою очередь, способно ощутимо ослабить позиции армянской стороны в миротворческом процессе. Однако Роберт Кочарян, комментируя слова Владимира Путина, выразил убеждение, что заявление российского руководителя в большей степени относится к чеченской проблематике. Что касается Нагорного Карабаха, то "там реализуется право народа на самоопределение, а то, что происходит в Чечне, квалифицируется как терроризм".
Однако, судя по всему, президент Азербайджана Гейдар Алиев отнюдь не склонен интерпретировать высказывание Владимира Путина в таком смысле. Азербайджанский лидер, напротив, "почувствовал положительные изменения в отношении российского руководства к Азербайджану". Несомненно, официальный Баку впредь ощутит большую уверенность в отстаивании своей позиции.
Означает ли происходящее, что безоблачные до последнего времени армяно-российские взаимоотношения способны уже в скором будущем подвергнуться серьезному испытанию? В любом случае очевидно, что парадигма миротворческого процесса может претерпеть определенную трансформацию, и армянской дипломатии придется приложить максимум усилий для сохранения уже достигнутой в работе с международными посредниками "планки взаимопонимания". Учитывая российскую позицию, сделать это будет нелегко.