СОСТОЯВШАЯСЯ в рамках саммита СНГ четырехсторонняя встреча руководителей России, Армении, Грузии и Азербайджана, по оценке большинства наблюдателей, стала своеобразным "форумом флирта" лидеров закавказских республик с исполняющим обязанности главы российского государства Владимиром Путиным. Особой изощренностью и естественной восточной колоритностью отличался президент Азербайджана Гейдар Алиев - безусловный лидер по части явных реверансов в адрес и.о. президента России, которыми был насыщен прошедший саммит СНГ.
Как и предполагалось, основной темой переговоров на "кавказском саммите" стала инициатива о формировании общерегиональной системы безопасности. Изначально предложенная Ереваном, эта концепция была в дальнейшем поддержана президентами Азербайджана, Турции и Грузии. Однако со значительными, причем достаточно принципиальными оговорками. Так, говоря о возможности формирования этой принципиально новой системы, азербайджанский лидер открыто дал понять, что для Баку весьма желательно видеть в числе ее участников также и Вашингтон, а вот перспективу включения Ирана Гейдар Алиев отверг. Подобный подход был поддержан Грузией. Разумеется, такой расклад сразу стал весьма сомнительным для Москвы, ибо эти "корректировки" не просто выхолащивали суть армянского предложения, но и были чреваты дальнейшим углублением процесса настойчивого проникновения Запада в регион Южного Кавказа, имеющий для России, особенно в условиях продолжающейся чеченской войны, безусловную и неоспоримую геостратегическую ценность.
Одним из важных результатов встречи стало то, что теперь "общекавказская безопасность" получила также и официальную поддержку России. Однако следует признать, что московская встреча, как лакмусовая бумажка, абсолютно ясно проявила существование принципиальных разногласий между всеми сторонами, заинтересованными в формировании этой системы. Каждая из них пытается преподнести идею "общекавказской безопасности" в нужном ей ключе и, что самое важное, в выгодном для себя формате. Московская встреча в этом плане проблем не решила. Стороны отказались от какой-либо конкретизации будущей структуры этой гипотетической системы. Взамен была предложена общая фраза, гласящая, что наряду со стержневыми кавказскими государствами - Россией, Арменией, Азербайджаном и Грузией - к "общекавказской безопасности" могут подключиться и соседние страны. Такая формулировка тем не менее наводит на предположение, что на "кавказском саммите" в Москве была достигнута договоренность о нецелесообразности "втягивания в игру" других заинтересованных сторон, в частности, США и Евросоюза. Это прежде всего может означать изменение позиций Тбилиси и Баку, ранее выступающих за формирование "общекавказской безопасности" в рамках ОБСЕ и без участия Ирана.
В таком случае необходимо признать, что в ходе переговоров Владимир Путин сумел добиться определенных уступок (скорее тактического, а не стратегического характера) от очевидно не пророссийских лидеров Грузии и Азербайджана. Такие уступки, как известно, не бывают односторонними. Это, в частности, отразилось в заявлении и.о. президента России о важности уважения и сохранения территориальной целостности всех стран Кавказа. Подобная абсолютизация принципа территориальной целостности государств и возвышение его до ранга бесспорного приоритета, естественно, никак не соответствуют интересам Армении, защищающей право армян Нагорного Карабаха на самоопределение и выступающей за равностепенное уважение обоих принципов международного права. А значит, глава армянского государства Роберт Кочарян отбыл из Москвы в Ереван отнюдь не полностью удовлетворенным итогами проведенных переговоров. Сам он, однако, с таким выводом официально не согласен. "Не путайте Чечню с Карабахом!" - сказал Кочарян армянским журналистам. "Чечня - это проблема борьбы с терроризмом, Карабах - проблема борьбы за защиту неотъемлемого права карабахского народа на самоопределение", - заявил президент Армении, подчеркнув важность подобной диверсификации. Разделяют ли эту позицию коллеги Кочаряна по "кавказской четверке"? Скорее всего нет, и поэтому итоги московского саммита должны насторожить Ереван.