СОСТОЯВШИЕСЯ 24 января в Москве армяно-азербайджанские переговоры могут оказаться решающими и ознаменовать начало крупномасштабной мирной инициативы по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Об этом "НГ" стало известно из хорошо информированных дипломатических источников. Особое значение имеет сам формат проведенных переговоров. К длившейся чуть более часа встрече тет-а-тет между главами Армении и Азербайджана Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым присоединился исполняющий обязанности президента России Владимир Путин.
В специальном заявлении Владимира Путина, в частности, отмечается, что состоявшиеся переговоры президентов Армении и Азербайджана фактически явились продолжением прямого армяно-азербайджанского диалога, который был начат в апреле 1999 года в Москве в период проведения очередного саммита СНГ. Таким образом, следует признать, что эта встреча Алиева и Кочаряна в первую очередь была призвана ознаменовать активизацию роли России в процессе карабахского урегулирования и усиление ее позиций в регионе. В этой связи особое значение имеет заявление Путина, что "в случае успешного завершения переговоров Россия была бы готова стать гарантом такого компромиссного урегулирования". По мнению некоторых экспертов, речь, в частности, идет о военной гарантии, а именно - желании и готовности Москвы направить в регион силы по сохранению мира в так называемой нейтральной зоне, которую предполагается сформировать на линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил. Не исключено, что российские батальоны по сохранению мира могут быть дислоцированы на территориях Азербайджана, ныне контролируемых Армией обороны НКР, но подлежащих возвращению под контроль Баку после достижения полномасштабного урегулирования и обеспечения гарантий безопасности Нагорного Карабаха.
Отметим, что с предложением взять на себя роль "гаранта" в случае разрешения карабахского противостояния уже ранее выступил и официальный Вашингтон. Однако в данном случае американская администрация предлагала финансово-экономические гарантии реабилитации и развития всех трех конфликтующих сторон - Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении.
Реализация подобного плана, естественно, возможна только при условии сближения позиций Москвы и Вашингтона и гармонизации их геостратегических и экономических интересов в регионе. Очевидно, что мощный тандем России и США в действительности может стать реальной гарантией достижения мира в регионе нагорно-карабахского противостояния и на Южном Кавказе в целом. В данной ситуации первостепенное значение имеет заявление советника госсекретаря США по бывшим советским республикам Стивена Сестановича, что московская встреча президентов Армении и Азербайджана, в которой также принял участие и лидер России, может стать началом крупной мирной инициативы по карабахскому урегулированию, в поддержку которой выступают и Москва и Вашингтон.