ВОСЬМОГО декабря 1999 года первыми президентами России и Беларуси Борисом Николаевичем Ельциным и Александром Григорьевичем Лукашенко был подписан российско-белорусский Договор о создании Союзного государства. Состоявшаяся вслед за этим ратификация данного договора парламентами обоих государств ознаменовала собой начало нового этапа интеграции государств, существующих на территории бывшего СССР.
Следует отметить, что уже в первой статье российско-белорусского договора подчеркивается промежуточный характер этого этапа. Создание Союзного государства, в соответствии с договором, не является конечной стадией интеграции. Напротив, руководство России и Беларуси всемерно подчеркивает необходимость дальнейшего расширения и углубления объединительных процессов, развивающихся на территории СНГ. При этом Союзное государство рассматривается в качестве опорного, базового элемента таких процессов, а не в качестве окончательной формы интеграционного объединения бывших советских республик.
Разумеется, нельзя обойти вниманием тот факт, что в соответствии со статьей 55 Договора о создании Союзного государства он, как и большинство международных договоров, открыт для присоединения к нему других государств. Однако реакция на указанный договор, исходящая со стороны Украины, Грузии, Азербайджана, Казахстана и большинства других государств - членов СНГ, показывает, что эти страны, с пониманием относясь к позиции России и Беларуси, тем не менее не собираются входить в состав Союзного государства. Вследствие этого создаваемое Союзное государство не представляет собой всеобъемлющего интеграционного объединения, способного восстановить политическое и экономическое единство государств, существующих на территории бывшего СССР. А ведь именно создание такого объединения является подлинной, жизненно необходимой целью взаимного сближения стран и народов, расположенных в пределах бывшего Советского Союза.
В связи с этим возникает проблема дальнейшего поиска и воплощения в жизнь оптимальных форм развития всеобъемлющей интеграции на пространстве бывшего СССР. Рамки Союзного государства для большинства стран СНГ кажутся слишком тесными. Следовательно, формат интеграции необходимо расширять. При этом целесообразно исходить не только из позиции России и Беларуси, но и из предложений других стран Содружества Независимых Государств.
На первом месте среди указанных предложений, безусловно, находится представленный президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым еще в 1994 году проект создания Евразийского Союза. В соответствии с этим проектом странам - членам СНГ предлагалось создать Союз, имеющий свою столицу, гражданство, систему органов власти, единое экономическое, культурное и оборонное пространство. Фактически Евразийский Союз планировался как менее жесткая, чем единое союзное государство, конфедерация, которая могла бы объединить все страны - члены Содружества Независимых Государств.
В 1994 году предложение о создании Евразийского Союза не было реализовано. Основной причиной этого, по мнению многих исследователей, явилась тогдашняя пассивная позиция России, без активной роли которой никакие позитивные интеграционные процессы на территории бывшего СССР неосуществимы в принципе.
Сегодня, спустя пять с лишним лет, проект создания Евразийского Союза не утратил своей актуальности. Более того, ряд предлагаемых в проекте экономических и политических мероприятий уже осуществлены в рамках созданного в 1996 году Интеграционного Союза, объединившего Беларусь, Россию, Казахстан, Киргизию и примкнувший к ним впоследствии Таджикистан. Таким образом, многие предложения, положенные в основу концепции создания Евразийского Союза, прошли проверку временем и доказали свою эффективность.
В силу изложенного представляется, что Евразийский Союз является наилучшей из возможных форм интеграции государств, существующих на территории бывшего СССР. Именно он может стать всеобъемлющим интеграционным объединением, способным восстановить политическое и экономическое единство государств и народов бывшего Советского Союза и включить в свой состав 12 из 15 бывших союзных республик.
Полагаю, что в современных условиях Россия может эффективно инициировать новое предложение о создании Евразийского Союза. Своевременное выдвижение такого предложения, думается, обрело бы поддержку как среди представителей политической элиты стран СНГ, так и среди их населения. Евразийский Союз мог бы охватить страны, входящие в состав Союзного государства и Интеграционного Союза, а затем вобрать в своей состав и не входящие в эти объединения страны Содружества Независимых Государств. После завершения этого процесса три постсоветских интеграционных объединения - СНГ, Интеграционный Союз и Союзное государство - могли бы объединиться в рамках Евразийского Союза так же, как в свое время три европейских сообщества объединились в рамках Европейского Союза.