Одним из первых рукопожатие нового российского руководителя ощутил вчера президент Киргизии. Фото АП |
СЕГОДНЯ начинает свою работу саммит глав стран Содружества, и, независимо от количества вопросов, которые он рассмотрит, главный вопрос для лидеров стран СНГ - это сам Владимир Путин, российский премьер и исполняющий обязанности президента России, появление которого на международной арене некоторые лидеры в ближнем и дальнем зарубежье встретили не без опасений. И это понятно: эпоха президентских посиделок "без галстуков", когда к почтенной публике вдруг выходили два президента, "порешавшие" между собой за рюмкой чая сложнейшие экономические и политические вопросы и объявлявшие нечто революционное (к ужасу экономистов и квалифицированных советников), кончилась с уходом Бориса Ельцина. Отдавая должное Борису Николаевичу как первому президенту России, скажем все же, что в последнее время слабость президентской власти в России, как и вообще государственной власти, отрицательно отражалась на престиже России - и прежде всего на отношениях с лидерами СНГ. Разумеется, некоторые лидеры этим пользовались вполне откровенно, допуская внутри собственной страны - "для внутреннего пользования" - антироссийскую риторику, одновременно же беззастенчиво выторговывая у "имперской" России практически бессрочные кредиты, переходящие в долги, которые, собственно говоря, никто платить - до сегодняшнего дня - и не собирался, хотя страны СНГ задолжали нам в общей сложности более 4 млрд. долл.
Помимо реструктуризации российских долгов, последовательного спада взаимного товарооборота в рамках СНГ, "самостийных" решений некоторых партнеров Содружества по защите собственных товаров от "нашествия" российских в рамках СНГ накопился довольно большой отрицательный заряд и в двусторонних отношениях. Примером этому могут служить постоянные скандалы, инициированные Грузией и вынудившие в конце 1999 г. российский МИД выступить с решительным заявлением против антироссийских нападок официального Тбилиси по поводу позиции России в Чечне, что с нашим внешнеполитическим ведомством случается крайне редко. Со всеми этими проблемами (включая не называемые официально подводные рифы) придется столкнуться Владимиру Путину, но уже сейчас невооруженным глазом видно, что впредь Россия не намерена торговать своими политическими и экономическими интересами ради слишком дорогостоящей для нее "дружбы" с бывшей советской партийной номенклатурой, которая в бывших советских республиках плавно пересела в кресла истинных вождей демократии и "национально-освободительного движения". Владимир Путин - человек другого поколения, он ничем не связан с бывшими коллегами Бориса Ельцина по Старой площади, и тем более ничем им не обязан. Пока на российской политической сцене он действует гибко и жестко, не совершая серьезных ошибок и не позволяя себя втягивать в узкопартийные скандалы. Если же недавние высказывания Владимира Путина о том, что государство и государственные институты России должны предложить обществу единые правила игры в экономике и политике, экстраполировать на постсоветское пространство СНГ, то следует ждать некоторых сюрпризов, поскольку наши партнеры от каких-либо правил давно уже отвыкли (тем более что их иногда не соблюдала и сама Россия).
Некоторые акции России перед саммитом по возвращению долгов со стороны партнеров по СНГ позволяют сформулировать и для нашего Отечества давно известное в политике правило о постоянных друзьях и постоянных интересах. Сегодня есть некоторые надежды на то, что разные дипломатические и политические формулы, обозначающие новый этап в развитии СНГ, будут основываться и на простом житейском принципе: "Дружба дружбой, а табачок врозь". Россия подошла к такому порогу в своих взаимоотношениях со странами СНГ, когда, соблюдая паритет интересов, пора научиться отстаивать и российские приоритеты.
Нравится кому-нибудь Владимир Путин или нет - именно с ним приходится иметь дело сейчас лидерам стран СНГ и руководителям правительств, а накануне январского саммита пришлось - в той или иной форме - возвращать России "табачок" или по крайней мере заверить, что он будет возвращен. По этой части, видимо, нет равных таким "переговорщикам", как Анатолий Чубайс и Михаил Касьянов. Анатолий Чубайс встречался с видным демократом и скрытым советским диссидентом Эдуардом Шеварднадзе, который накануне саммита СНГ решил все же признать долги Грузии за поставленную Россией энергию (а это 46 млн. долл.) в качестве государственного долга. Эдуард Шеварднадзе, как всегда, верен себе, заверяя Россию в очередной готовности к "конструктивному диалогу" аккурат после антироссийских акций и подписания с Турцией соглашения по безопасности на Кавказе, в котором фактически под сомнение ставится ведущая роль России в регионе (вряд ли такая "гибкость" устроит нового российского премьера).
Как известно, первый вице-премьер РФ Михаил Касьянов вел трудные переговоры с Украиной, задолжавшей России, по разным оценкам, от 1 до 3 млрд. долл. Что же касается Казахстана, то, по словам Михаила Касьянова, долг Казахстана перед Россией за поставленную электроэнергию (а это 239 млн. долл.) будет погашен путем передачи РАО "ЕЭС России" пакета акций энергетической компании Республики Казахстан; кроме того, на базе ГРЭС-2 совместно с РАО "ЕЭС России" будет создано открытое акционерное общество. Россия и Казахстан считают, что ничто не может помешать успешной реализации Каспийского трубопроводного проекта, завершить который намечено летом 2001 г.
Права русского населения в странах СНГ - самая болезненная тема в наших взаимоотношениях с партнерами по Содружеству, но одно дело вообще публично не касаться этой темы, как это до сих пор практиковало, за редким исключением, российское правительство, а другое дело - решать эти проблемы. И здесь надо отдать должное Владимиру Путину - во время своего визита в Узбекистан еще в качестве российского премьера он впервые встретился с представителями русской общины и оказался первым российским лидером, начиная с 1991 г., который сделал этот шаг, - все эти годы руководители России панически боялись обвинений наших демократов и правозащитников в "недемократичности" подобного шага.
Перед саммитом СНГ вскрылась интересная закономерность: если партнер сам достаточно самостоятелен и силен (как, например, сегодняшний Узбекистан), то он заинтересован и в сильной и стабильной России, если же партнер по СНГ, в силу субъективных и объективных причин, рассчитывает только на помощь Запада, как, например, Молдавия или Грузия, то его, конечно, прежде всего устроила бы Россия слабая, которой ничего не стоит постоянно предъявлять претензии. Энергия, столь эффективно проявленная перед началом сегодняшнего саммита, лишний раз доказала, что России, чтоб быть сильной, не нужны ни танки, ни самолеты - у нее достаточно экономических рычагов (не говоря уже о политических), чтобы внятно объяснить забывчивым партнерам, как именно она собирается отстаивать свои интересы.
В начале нового века Россия, видимо, предложит своим партнерам и новые правила игры. Страны, на которые Москва может рассчитывать как на союзников в важнейших для себя вопросах, вправе рассчитывать на один статус, государства же, которые планируют ограничиться пока только экономическим сотрудничеством, также могут рассчитывать на адекватное к себе отношение. Кроме того, России и Белоруссии предстоит провести исторический эксперимент - создать действующую модель Союзного государства, от реальной эффективности которого тоже многое зависит на постсоветском пространстве.