0
726
Газета СНГ Интернет-версия

25.01.2000 00:00:00

Москва активизируется в Закавказье

Тэги: саммит СНГ


НЫНЕШНИЙ саммит СНГ в Москве имеет все шансы войти в непростую историю Содружества в качестве этапного, если не переломного события. Фактически впервые после встречи на высшем уровне в Алма-Ате в 1992 году, когда были де-юре оформлены общие геополитические контуры новой конфедерации бывших советских республик, страны Содружества, и в первую очередь Россия, демонстрируют действительное стремление реанимировать процессы, способные привести к улучшению экономической и политической ситуации на большей части постсоветского пространства.

Особое значение приобретают проблемы, связанные с геополитической ситуацией на Кавказе и в Закавказском регионе. Чеченская кампания заставила Москву пристальней анализировать обстановку не только на южных рубежах своего государства, но и в сопредельных странах. Нет сомнений, что в целом ряде случаев этот анализ привел к далеко не лучезарным выводам. Кажется, что за последние годы Кавказский хребет стал не только природным, но и политическим барьером между Россией и ее бывшими сателлитами. Все более настойчивый дрейф Тбилиси и Баку в сторону Запада привел к заметной утрате Россией ее политических и экономических позиций в регионе. Многочисленные международные программы развития транспортных и энергетических инфраструктур Южного Кавказа создаются в обход России, и далеко не только в географическом смысле слова. И причины этого отнюдь не только субъективные. Внутренние российские проблемы, частая непредсказуемость кремлевской политики во многом спровоцировали охлаждение отношений Кремля с бывшими союзными республиками. Ныне лишь Армения может считаться надежным стратегическим партнером России в Закавказье, но между двумя странами нет общей границы, к тому же Ереван обременен множеством трудноразрешимых проблем внутри- и внешнеполитического характера, подходы к решению которых у союзников не всегда совпадают.

Нет сомнений, что чеченская проблематика заставляет сегодня Москву активизировать поиск нового модуса отношений с государствами Южного Кавказа. Очевидно также, что Кремль хотел бы расширить свое влияние на местные политические и тем более экономические процессы. И, разумеется, поддержка лидерами стран СНГ антитеррористической операции в Чечне крайне важна для России на фоне быстро осложняющихся отношений с Западом.

На Южном Кавказе Москва сегодня демонстрирует открытые устремления вновь взять на себя ведущую роль в деле разрешения старых региональных конфликтов. Это способно не только повысить политический вес Кремля, но и активизировать проникновение сюда российских компаний и капиталов. Именно поэтому, как заявил кремлевский источник, "Российская Федерация решительно поддерживает диалог Азербайджана и Армении по поиску урегулирования карабахской проблемы и готова предоставить гарантии такого урегулирования". Последнее выглядит сенсационно. Означает ли это, что Москва, будучи одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, готова единолично взять на себя решение ключевого вопроса урегулирования? И как соотносится это заявление с принятым среди сопредседателей Минской группы порядком непременного согласования любых значимых высказываний относительно миротворческих подходов и инициатив? Можно предположить, что либо Кремль недоволен пробуксовкой миротворческого процесса вокруг Карабаха и весьма прозрачно намекает об этом своим партнерам, либо в урегулировании наметились некие новые тенденции. Неизбежная и скорая реакция двух других сопредседателей МГ ОБСЕ позволит ответить на эти вопросы. Пока же "факту встречи Алиева и Кочаряна в Москве Россия придает исключительное значение", - утверждает тот же кремлевский источник. И это тоже выглядит неординарно, поскольку двусторонние встречи лидеров противоборствующих сторон в последнее время происходят столь часто, что сделались едва ли не обыденными событиями. Однако на сей раз после получасовой беседы двух президентов с глазу на глаз к ним присоединился и российский руководитель. Вероятно, именно участие во встрече Владимира Путина придает ей экстраординарный характер, тем более что дискуссия хотя и была, конечно, заранее подготовлена, но "не носила протокольного характера". Кстати, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, по существу, солидаризировался с Кремлем в том, что "мирное урегулирование карабахской проблемы возможно только при активном участии России", а участие Владимира Путина в переговорном процессе по Карабаху "является очень важным обстоятельством".

Думается, глава армянского внешнеполитического ведомства должен испытывать профессиональное удовлетворение от того факта, что в рамках еще одной, уже четырехсторонней встречи между руководителями России, Грузии, Армении и Азербайджана обсуждалась выдвинутая еще в начале прошлого года Варданом Осканяном идея формирования на Южном Кавказе принципиально новой организации и системы по безопасности и сотрудничеству. Инициатива официального Еревана предполагает, что членами этой организации помимо трех государств Закавказья должны стать также Россия, Турция и Иран. Впоследствии, на Стамбульском саммите ОБСЕ, это предположение было как бы "перехвачено" Азербайджаном. Поддержав идею в принципе, Гейдар Алиев, в частности, заявил, что Баку стремится видеть в числе участников новой региональной системы США и выступил против участия в ней Тегерана. Схожей позиции в данном вопросе придерживается и Тбилиси, для которого включение Вашингтона в решение региональных проблем представляется актуальным. Очевидно, что в данном случае подходы Армении более близки России. Пока же, сообщает источник в Кремле, "мы не ставили перед собой задачи выйти на какой-то документ. Мы хотим реального продвижения наших отношений и укрепления доверия без привязки к проблеме Чечни".

Российские дипломаты исключают, что в связи с необходимостью укрепления позиций Москвы в Южно-Кавказском регионе на руководителей закавказских стран может быть оказано давление: "Прессинг - не наш метод". В то же время ясно, что Кремль не упустит уникального шанса использовать "фактор Путина", который сегодня в кругу коллег - руководителей стран СНГ пользуется бесспорным и весьма высоким авторитетом, для решения проблем, связанных с активизацией и усилением роли России в Содружестве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2048
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1313
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
973
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1279

Другие новости