БУШУЮЩИЙ на Украине энергетический кризис киевские чиновники в авральном порядке пытаются тушить из Москвы. Вчера в Белом доме состоялись переговоры премьер-министра Украины Виктора Ющенко и первого вице-премьера России Михаила Касьянова. Киеву сейчас как никогда необходимы российские газ, нефть и электроэнергия, поскольку в настоящее время на Украине уже фактически введены элементы аварийной энергетической ситуации. И хотя конкретные результаты почти двухчасовых переговоров пока не разглашаются, очевидно, что центральной темой межправительственных дискуссий стал вопрос газовой задолженности.
20 января этот же вопрос обсуждался и в Киеве, куда с однодневным визитом приезжал председатель правления "Газпрома" Рем Вяхирев. Его итогом стало подписание совместного протокола, фиксирующего взаимные обязательства и ответственность. Впрочем, украинская политика последних лет в отношении российских энергоносителей серьезно подорвала репутацию киевских деловых кругов. Так что подписание очередного соглашения с Киевом российских переговорщиков скорее всего излишне не обнадеживает.
По словам Рема Вяхирева, к первым числам февраля украинская сторона должна завершить сверку своих долгов за российский газ и представить "Газпрому" ее результаты. Напомним, что, по оценкам Москвы, Киеву в течение 2000 г. предстоит выплатить порядка 1,7-2 млрд. долл. Учитывая неприятное, граничащее с дефолтом, положение Украины, не исключено, что она попытается максимально сократить и отсрочить денежные выплаты Москве до следующего года. Большая же часть газовых долгов Киева в Россию в буквальном смысле слова прилетит. По словам председателя правления "Газпрома" Рема Вяхирева, уже сейчас Россия получила 11 стратегических бомбардировщиков, в том числе Ту-160 и Ту-95, на сумму 275 млн. долл. Судя по всему, в ближайшее время следует ожидать еще одну серию подобных поставок на сумму 225 млн. долл. Остальная часть долга должна быть погашена за счет российских ценных бумаг.
Впрочем, похоже, что достигнутые результаты киевской встречи главу российской газовой монополии пока удовлетворили не вполне. История долговых разбирательств "Газпрома" с Украиной свидетельствует, что особый интерес российская компания испытывает к участию в приватизации украинских предприятий. В первую очередь это касается нефтегазопроводов и подземных газохранилищ.
Хотя, по утверждению Рема Вяхирева, подобный вопрос в ходе его визита на Украину не обсуждался, верится в это с большим трудом. Интересно, что, по информации киевского корреспондента "НГ" Татьяны Ивженко, накануне приезда главы "Газпрома" в Киев Леонид Кучма поручил правительству в срочном порядке доработать госпрограмму приватизации на 2000 г. и до 25 января внести ее на рассмотрение парламента. Учитывая же, что в результате конфликта между депутатскими группами работа Верховной Рады фактически заблокирована, у президента Украины есть реальная возможность сделать шаг навстречу российским газовикам.
Аналогичные интересы к украинскому топливному рынку проявляют и российские нефтяники, которые заинтересованы главным образом в приобретении нефтеперерабатывающей инфраструктуры. Украинская сторона уже объявила тендер по продаже нефтехимического предприятия "Ориана", заявку на участие в котором одним из первых выставил российский "ЛУКОЙЛ". Кроме того, в ближайшее время в Киеве будет рассмотрен вопрос о создании на базе одного из крупнейших украинских НПЗ "Линос" международного консорциума при участии российских и казахстанских компаний.
Однако центральной проблемой украинского нефтяного рынка является тарифная политика Украины. Транзит сырья по территории этого государства обходится отечественным сырьевикам едва ли не в 7 раз дороже, чем в пределах России. По версии московских нефтяных генералов, такое положение фактически вынуждает Россию финансировать ряд задевающих их интересы трубопроводных проектов.
Речь идет прежде всего о каспийских интересах Москвы и, главное, о маршруте транспортировки "большой" азербайджанской нефти. Еще в конце прошлого года председатель правления государственного АО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" Любомир Будняк заявил, что к середине 2001 г. мировое сообщество может получить еще одну трубу для транспортировки каспийской нефти в Европу через территорию Украины.
Для России украинский проект может означать серьезное ослабление ее статуса на Каспии. Напомним, что в настоящее время, даже если считать задекларированный в Стамбуле проект Баку-Джейхан нереализуемым, здесь существуют два основных маршрута транспортировки азербайджанской нефти: Баку-Новороссийск и Баку-Супса. Одним из принципиальных вопросов ближайшего будущего является выбор основного экспортера. Реализация украинского проекта может стать продолжением грузинского маршрута, устраивающего западные супердержавы куда больше, нежели российский транзит.