В ПРЕДДВЕРИИ саммита СНГ политические контакты между Баку и Москвой интенсифицируются. 17 января Азербайджан посетил замминистра иностранных дел России Григорий Берденников, обсудивший с президентом Алиевым вопросы, связанные с ситуацией на Северном Кавказе, двусторонние российско-азербайджанские отношения и пути урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.
В Баку Берденников сделал ряд заявлений, которые расцениваются здесь как обнадеживающие. Так, российский дипломат дал понять, что Москва выступает за развитие "равноправных" двусторонних отношений с Азербайджаном на основе уважения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела друг друга. Это расценивается как проявление позитивных изменений в политике России. Поводом для оптимизма эксперты считают то, что подобные заявления исходят от представителя Владимира Путина, а не Бориса Ельцина. Политики в Баку полагают, что прагматичный Путин внесет коррективы во внешнюю политику Москвы и не будет придерживаться той односторонней и размытой линии, которую проводил его предшественник.
В этой связи местные эксперты считают, что если сегодня Москва будет проводить по отношению к Баку более гибкую политику, то усиление российского влияния в Азербайджане вполне реально. Наиболее веским аргументом в пользу этого стало бы справедливое решение карабахского конфликта, скорейшее урегулирование ситуации на Северном Кавказе и развитие равноправных партнерских отношений между Россией и Азербайджаном.
Россия может воспользоваться и недовольством, существующим в Азербайджане в отношении к Западу, в первую очередь из-за нежелания Вашингтона отменить ограничения по оказанию правительственной помощи Азербайджану. В то же время США оказывают ежегодную многомиллионную помощь Грузии и Армении и даже непризнанному Нагорному Карабаху.
Кроме того, являясь сопредседателем Минской группы ОБСЕ, США занимают довольно пассивную позицию в деле урегулирования карабахского конфликта. Вашингтон подталкивает Азербайджан на дальнейшие уступки армянской стороне, оказывает давление на Турцию с тем, чтобы Анкара как можно скорее разблокировала армяно-турецкую границу и восстановила все коммуникации с Арменией. В Баку также раздражены американской позицией в вопросе реализации проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Эксперты считают, что США несколько отстранились от проблемы и оказывают Баку лишь моральную поддержку, возлагая всю ответственность за реализацию проекта на Турцию и Азербайджан и потакая капризам Грузии.
Такая ситуация, по мнению местных политологов, может подтолкнуть Баку к улучшению отношений с Россией и Ираном, тем более что для этого есть объективные предпосылки. Так, ряд аналитиков полагает, что сближение с Москвой и Тегераном расширит возможности Баку для дипломатического лавирования. Если же Москва решится на более решительные шаги и начнет реально учитывать интересы Азербайджана, то в перспективе можно спрогнозировать укрепление партнерских отношений в формате Россия-Азербайджан-Армения-Турция-Иран. Это, в свою очередь, могло бы модернизировать подходы к решению проблем безопасности не только региона, но и южных рубежей России.
Похоже, что официальный Баку уже начал действовать в этом направлении. Так, министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев сказал корреспонденту "НГ", что до саммита глав государств СНГ в Москве состоится отдельная встреча между Алиевым и Кочаряном под патронажем Владимира Путина. Помимо этого должна состояться встреча президентов Азербайджана, Грузии, Армении также при участии Владимира Путина. На всех этих встречах главным вопросом будет проблема региональной безопасности. В свою очередь, Гейдар Алиев вынесет на обсуждение в ходе этих встреч идею создания "Пакта стабильности и безопасности в регионе", выдвинутую им ранее на Стамбульском саммите ОБСЕ. По словам В.Гулиева, не только Россия, но и Иран должен участвовать в разработке этого пакта.
В случае достижения успеха в решении вопросов региональной безопасности возможно создание атмосферы доверия и восстановления прежних дружественных связей между странами Южного Кавказа с Россией.