В РАМКАХ предстоящего в Москве саммита глав государств СНГ запланировано провести встречу руководителей России, Армении, Азербайджана и Грузии - так называемый Кавказский саммит. Очевидно, что эта встреча Путина с Кочаряном, Алиевым и Шеварднадзе будет иметь важнейшее значение для кавказской политики Москвы, свидетельствуя об усилении роли России в Закавказье. С другой стороны, Кавказский саммит станет форумом конкретизации отношений закавказских лидеров с новым лидером России, являющимся, кстати, инициатором этой встречи. Однако особый интерес вызывает информация о том, что по результатам этих переговоров в Москве может быть подписано предварительное соглашение о формировании общерегиональной системы безопасности на Кавказе.
В последнее время эта несколько идеализированная концепция стала предметом серьезных дипломатических обсуждений среди всех больших и малых участников геополитических баталий на Кавказе - России, США, Евросоюза, Турции, Ирана, Армении, Азербайджана и Грузии. Инициатором этого предложения является Ереван. 15 марта 1999 года в Королевском институте международных отношений в Лондоне глава армянского внешнеполитического ведомства Вардан Осканян заявил о необходимости создания в регионе принципиально новой организации по безопасности и сотрудничеству с участием Москвы, Анкары, Тегерана и трех закавказских республик. В то время эта идея не вызвала особого международного резонанса. Ситуация изменилась после того, как об этом предложении официально заявил президент Армении. На состоявшейся в начале ноября встрече с французским сопредседателем Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Жаном Жаком Гаярдом Роберт Кочарян, в частности, сказал, что успеха в деле урегулирования конфликтов на Кавказе, установления экономической кооперации и создания в регионе атмосферы взаимного доверия реальнее добиться при условии проведения параллельных переговоров по формированию общерегиональной системы безопасности. Именно эта идея легла в основу выступления главы армянского государства на декабрьском саммите ОБСЕ.
Однако в Стамбуле эта инициатива Армении была перехвачена Азербайджаном. В тот же день на том же форуме президент Гейдар Алиев выступил с предложением о подписании Пакта о безопасности на Южном Кавказе. Первая оценка наблюдателей была более чем оптимистичной - Армения и Азербайджан выступили с аналогичными предложениями, а значит, сумели добиться смягчения многолетней конфронтации. Однако дальнейшее развитие событий показало, что между инициативами Кочаряна и Алиева имеются принципиальные противоречия, прежде всего затрагивающие саму структуру этой системы. Армянская инициатива, в частности, подразумевает участие в "общекавказской безопасности" Исламской Республики Иран, азербайджанская - исключает. В то же время Баку настаивает на формировании этой системы с участием Соединенных Штатов, никак не являющихся кавказским государством. В данном случае позиция Еревана оказалась весьма гибкой. Армения заявила, что готова приветствовать участие всех государств, заинтересованных в формировании общей системы региональной безопасности на Кавказе. Дальнейшее развитие ситуации можно охарактеризовать как "раскрутку" инициатив Кочаряна и Алиева.
Официальная Москва заявила, что всецело поддерживает предложение президента Армении. Решать проблемы Кавказа можно только совместными усилиями стран региона, и Россия всегда выступала за установление регионального мира, сотрудничества и безопасности, заявил министр иностранных дел России Игорь Иванов. Аналогичную оценку армянской инициативе дал и глава иранского внешнеполитического ведомства Камал Харази. Соединенные Штаты и Евросоюз пока что ограничились позитивной оценкой обоих предложений, отметив, что приветствуют благие намерения и Еревана, и Баку. Буквально на днях свою позицию по этому вопросу представила официальная Анкара. На состоявшейся в Тбилиси пресс-конференции по итогам встречи с грузинским лидером Эдуардом Шеварднадзе президент Турции Сулейман Демирель сам выступил с инициативой о создании "Кавказского пакта по безопасности и сотрудничеству" в рамках ОБСЕ. Принимая во внимание, что Иран не является членом этой организации, можно смело утверждать, что глава турецкого государства фактически поддержал азербайджанскую инициативу по данному вопросу. Аналогичной позиции придерживается и Грузия.
Таким образом, становится ясно, что вокруг предложения о формировании системы общекавказской безопасности сегодня образовалось два блока с противоположными интересами. В первый блок, настаивающий на участии в системе исключительно региональных государств, входят Россия и Иран. Второй блок образуют Турция, Грузия и Азербайджан, которые выступают за формирование общекавказской безопасности с участием США и фактически без участия Ирана. Позицию Армении можно назвать нейтральной. Ереван не желает портить отношения ни с Вашингтоном, ни с Тегераном. На данном этапе сложившуюся ситуацию может резко изменить и.о. президента России Владимир Путин, если ему удастся взять инициативу в свои руки и добиться от закавказских президентов подписания в Москве предварительного соглашения о формировании системы (или же пакта) общекавказской безопасности. Это станет серьезнейшей внешнеполитической победой Москвы и фактически ознаменует возвращение России в Закавказье. Скорее всего, этот договор "кавказской четверки" будет открытым и для присоединения других государств. Однако его подписание в Москве и фактическое установление российской доминанты в системе безопасности на Кавказе способно реально ограничить возможности "конкурентов" в большой геополитической игре на Кавказе и даже поставить конец призывам "перекинуть некоторые военные базы НАТО" на территории той или иной республики Закавказья.
По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, подписание предварительного соглашения по общекавказской безопасности во время московского саммита "в принципе возможно". Воспользуется ли этой возможностью Россия?
Ереван