НАЧАЛО юбилейного года в Туркмении ознаменовалось сразу несколькими новациями, инициировал которые президент страны. Уже второго января туркменистанцы к своему удивлению увидели на телеэкранах главу государства в не совсем привычном одеянии: Сапармурат Туркменбаши, в спортивном костюме и кроссовках, возглавив большую группу руководителей министерств и ведомств, повел их за собой по новой горной пешеходной дороге, проложенной в предгорьях Копетдага и получившей официальное название "Сердарын елы" ("Путь вождя"). На церемонии ее открытия Туркменбаши заявил, что впредь 2 января будет в республике Днем здоровья, а нынешний марш-бросок "не только поможет министрам сбросить пару лишних килограммов, но и заставит их задуматься над отношением к здоровью - как своему, так и своих подчиненных". Любопытно, что восьмикилометровый переход по "оздоровительной дороге" стал своеобразной "передвижной летучкой" кабинета министров, ибо в процессе продвижения по горным склонам, откуда открывается вид на туркменскую столицу, Сапармурат Ниязов делился планами освоения близлежащих окрестностей Ашхабада, отдавал конкретные поручения членам правительства.
Но главной темой, безусловно, оставались вопросы, связанные с внедрением здорового образа жизни. Президент страны сообщил, что подготовил целый ряд предложений по усовершенствованию системы медицинского обслуживания, развитию физкультуры и спорта.
Как показало последующее развитие событий, президент не стал откладывать в долгий ящик конкретные меры. Не заставил себя ждать, например, обещанный еще в ходе декабрьского Народного совета указ, предусматривающий в рамках той же политики по оздоровлению нации настоящую борьбу с курильщиками. Отныне в соответствии с указом президента в Туркменистане запрещено "курение в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, воинских частях и соединениях, во всех образовательных и детских дошкольных учреждениях, театрах и кинотеатрах, всех видах общественного транспорта, парках и скверах и других местах массового посещения граждан".
Встреченный с одобрением некурящей частью общества, этот документ, безусловно, создает серьезные проблемы остальным. Тем, кто в отличие от Туркменбаши, сумевшего после нескольких десятилетий курения отказаться два года назад от этой пагубной привычки, пока не может похвастаться столь же сильной волей. Подтолкнуть их к аналогичному шагу, а также создать серьезный барьер для еще только приобщающихся к курению молодых людей должна "карающая" часть указа. Предусмотрен довольно солидный штраф для тех, кто нарушит данный указ: он достигает размера минимальной оплаты труда. Правда, злостные туркменские курильщики, изучавшие документ чуть ли не с помощью микроскопа, уверяют, что речь идет не о месячной, а о дневной зарплате. В ином случае, мол, Туркменбаши просто пустит их по миру. И в самом деле, в тексте указа нет уточнения по цифровому выражению штрафования нарушителей.
Пожалуй, это один из тех случаев, когда чиновники аппарата не поспевают за динамичной мыслью своего весьма активного президента. Только этим, видимо, можно объяснить то обстоятельство, что указ получил название "О запрете курения", а не "О борьбе с курением", например. Ибо совершенно очевидно, что данный документ не предусматривает полного запрета на курение, он не возбраняет предаваться вредной привычке, скажем, в квартирах и персональных туалетах.
По замыслу туркменского президента, его указ должен помочь гражданам страны осознать пагубность пристрастия к курению и вернуться к здоровому образу жизни, что позволит довести среднюю ее продолжительность по республике к 2010 году с нынешних 62 до 72 лет.
Тема здоровья, но в его нравственном понимании затрагивалась и на очередном заседании правительства, где Туркменбаши, подчеркнув необходимость соответствия каждого руководителя высоким критериям "чистоты рук и помыслов", освободил от занимаемой должности вице-премьера Худайберды Оразова, курировавшего финансово-банковскую сферу. Новым заместителем председателя кабинета министров стал глава Центрального банка Сеитбай Кандымов, который пока будет совмещать две эти должности.
Ашхабад