ПРЕЗИДЕНТ Грузии непременно примет участие в московском саммите высших руководителей стран СНГ вопреки точке зрения ряда депутатов парламента, не считающих целесообразным отъезд Эдуарда Шеварднадзе в российскую столицу по причине жесткой, как они считают, и несправедливой позиции Москвы в отношении Тбилиси. Об окончательном решении главы Грузии стало известно из сообщения пресс-службы президента, в котором сказано о состоявшемся телефонном разговоре между Эдуардом Шеварднадзе и и.о. президента РФ Владимиром Путиным. Беседа шла о возможностях улучшения отношений двух стран, а также о тематике и повестке дня предстоящего саммита. Лидеры двух государств, сказано в сообщении, договорились о том, что "во время саммита состоится их двусторонняя встреча, на которой будут рассмотрены как вопросы российско-грузинских взаимоотношений, так и общие глобальные проблемы".
Разумеется, двум руководителям есть что обсудить в ходе их первой встречи, от которой, вероятно, во многом будет зависеть дальнейший характер сотрудничества сторон, политического и стратегического партнерства. Следует полагать, что инцидент с вывозом оружия с российской военной базы придаст позициям Грузии достаточную убедительность и по логике вещей должен способствовать нейтрализации тех политических претензий, которые связаны со все еще существующей убежденностью Москвы в "кознях Тбилиси", направленных якобы против интересов России. Не стоит сомневаться, что грузинский лидер изложит свои доводы и относительно необходимости ратификации Госдумой РФ рамочного договора шестилетней давности о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве. Можно считать бесспорным и то обстоятельство, что Шеварднадзе и Путин, явно заинтересованные в формировании конструктивных межгосударственных и личных отношений, не упустят столь подходящего шанса для того, чтобы добиться максимального эффекта в нелегком процессе реанимации равноправного и честного партнерства. Тем более что оба политика встретили 2000 год с верой и надеждой на укрепление своей политической роли в преддверии президентских выборов в России и Грузии, а это события, от которых будет зависеть ближайшее и перспективное состояние двух стран и народов.
Эдуард Шеварднадзе фактически выходит к завершающему этапу своей многолетней политической карьеры и преисполнен решимости сделать Грузию благополучным, экономически развитым демократическим государством. У Шеварднадзе, как признает даже оппозиция, нет сегодня реальных соперников в борьбе за президентское кресло. Аналогичные цели стоят перед Путиным, имеющим самый высокий политический рейтинг и бесспорные шансы на успех. Поэтому в Тбилиси, очевидно, могли бы рассчитывать, что наследник Ельцина сделает в дни саммита шаг навстречу готовности грузинского руководства улучшить отношения двух стран и укрепить взаимными усилиями мир в Кавказском регионе. Важнейшим условием для этого стало бы сближение взглядов сторон на ряд узловых проблем, среди которых урегулирование конфликта в Абхазии и перспективы пребывания российских военных баз в Грузии.
На недавней пресс-конференции министр внутренних дел Каха Таргамадзе заявил, что всеми силовыми министерствами проводится интенсивная работа, способная предотвратить возможные попытки дестабилизации.
Министр коснулся и заявлений российских спецслужб, согласно которым грузинская сторона якобы оказывает помощь чеченским сепаратистам. Таргамадзе подчеркнул, что его коллеги в Министерстве внутренних дел РФ считают подобную информацию совершенно недостоверной.
Тбилиси