0
937
Газета СНГ Интернет-версия

15.01.2000 00:00:00

До нового года и после него


В КОНЦЕ прошлого года руководство Белоруссии, несмотря ни на что, старалось одарить общество оптимистическим зарядом. Каждый слой правящей элиты действовал по-своему. Президент Александр Лукашенко без устали давал грозные ценные указания своим подчиненным и без всяких намеков заявил для широкой публики, что правительству мало не покажется, если оно до февраля не сумеет выправить катастрофическое положение с зарплатой для бюджетников и задержкой зарплаты сельчанам. Премьер-министр Сергей Линг тем не менее убеждал всех, что плохое осталось позади, а впереди народ ждет только хорошее. Эта слепая или святая вера в собственную непогрешимость накануне нового года едва не сослужила премьер-министру плохую службу. На представительном совещании, устроенном для потенциальных западных инвесторов, Сергей Линг выступил в том же ключе, что и перед отечественной публикой: расхваливал белорусское законодательство, расписывал силу и мощь белорусской экономики. Представители западных деловых кругов выслушали все и сделали вывод: раз Белоруссия - такое процветающее государство, то надо просить его инвестировать в экономику других стран, а сама она может обойтись и без чужих денег.

Политические круги накануне нового года испытали шок, связанный с неожиданной отставкой Михаила Сазонова. Он был не просто помощником президента, но и руководителем делегации от власти на переговорах с оппозицией под эгидой ОБСЕ. Шок возник от того, что переговоры, казалось, дали хоть и небольшой, но конкретный результат - была достигнута договоренность о допуске представителей шести оппозиционных партий в теле- и радиоэфир, а также о регулярной публикации материалов в крупнейших государственных газетах. Отставкой Сазонова президент дал понять, что договоренность - в лучших партизанских традициях - пущена, словно поезд, под откос. Если оппозиционеры давно привыкли к неожиданностям президента, то для консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ выпад главы государства показал, что проведение каких-либо переговоров с белорусским руководством - дело как неблагодарное, так и скорее всего бесплодное.

Отставка Сазонова, чиновника средней руки, в силу политических обстоятельств затмила уход одного из столпов команды Лукашенко, ближайшего соратника, управляющего делами президента Ивана Титенкова. Кадровая комбинация оказалась настолько неожиданной, что президентская газета "Советская Белоруссия" сделала вид, что вообще ничего не произошло, не дав о событии ни строчки. Штатные пропагандисты просто-напросто не знали, что сказать. Но даже скупая информация из неофициальных источников позволяет сделать вывод, что уход управляющего делами сопровождался скандалом. Скорее всего, Иван Титенков устал от нападок и претензий в свой адрес и, что называется, хлопнул дверью. Он ушел настолько решительно и настолько бесповоротно, что никак не стал реагировать на жесты примирения с президентской стороны. Единственное, чего удалось добиться консультативно-наблюдательной группе ОБСЕ, так это освобождения из следственного изолятора МВД бывшего премьер-министра Михаила Чигиря. История с обвинениями в его адрес приобрела характер международного скандала. Арестовали Чигиря после того, как он объявил о своем намерении составить конкуренцию Лукашенко в борьбе за президентский пост. Из уст самых высокопоставленных чиновников публично прозвучала информация о том, что Чигирь является матерым хищником, похитившим у народа многие миллионы долларов. В ходе следствия размеры похищенного уменьшились до нуля, обвинения в хищениях и в воровстве были заменены обвинениями в халатности и превышении служебных полномочий.

Руководитель группы ОБСЕ добился свидания с узником прямо в следственном изоляторе, Чигиря выпустили из камеры под подписку о невыезде. Западноевропейские политики солидарны с белорусской оппозицией, полагая, что Чигиря преследуют за политические убеждения и действия, а криминальные обвинения носят надуманный характер. Замена ареста на подписку о невыезде - еще не оправдание обвиняемого. Первое заседание суда по-иезуитски было назначено на самый канун нового года. Но уже в первый день адвокаты сумели доказать, что суд грубо нарушил ряд требований законодательства, попрал права обвиняемого. Поскольку уголовное дело находилось и находится под пристальным вниманием международных политических и юридических организаций, Верховный суд потребовал поменять состав суда. Таким образом, заседание удалось перенести на начало 2000 г.

Народным массам всегда ближе бытовые и социальные проблемы, нежели политические комбинации и хитросплетения. Именно поэтому со страниц государственных газет, по радио и телевидению шла массированная обработка сознания граждан. Чиновники самых разных рангов убеждали, что каждая семья сможет купить к новогоднему столу, во-первых, одну-две бутылки шампанского минского производства, во-вторых, необходимое количество мяса, колбасы и сыров. Из-за скудности государственной и столичной казны ничего особенного в Минске для публики не готовили. Конечно, на центральных площадях устанавливали елки. Из лучших артистов формировали концертные бригады. На закрытой для митингов и демонстраций площади Независимости перед Домом правительства для молодежи устроили многочасовую дискотеку. Единственный в Минске цирк провел праздник новогодней елки, необычный тем, что в роли хозяина праздника выступал Александр Лукашенко. Он раздавал детишкам подарки, поздравлял их, напутствовал, заверял, что он и правительство заботились и будут заботиться о детях. Словом, Деда Мороза он затмил.

В новогоднюю ночь на минских улицах наблюдалось столпотворение. Концертов было много, иллюминации и фейерверки воображения не поражали, но присутствовали в достаточном количестве. Правда, обещанный громадный киноэкран на Октябрьской площади неподалеку от президентской резиденции так и не засветился. Ранее было обещано, что гуляющие смогут наблюдать новогодние празднества, происходящие в крупнейших столицах мира. Видимо, организаторы все-таки побоялись, что сравнение парижских, лондонских и прочих торжеств с отечественным будет проигрышным. Гуляющая публика много пила, предпочтение отдавалось водке и шампанскому, вспыхивали потасовки, но до серьезных драк дело не дошло. После праздника председатель горисполкома Владимир Ермошин с гордостью говорил, что минчане на улицах и тротуарах оставили намного меньше мусора, чем парижане или лондонцы. Хотя для вывоза на свалку пустых бутылок нестандартного образца (стандартные, пользующиеся спросом в приемных пунктах стеклотары, оперативно подбирали шустрые сборщики-пенсионеры) понадобилось несколько грузовиков.

Буквально на следующий день после новогоднего праздника в минских магазинах обнажилось то печальное обстоятельство, что продовольственные запасы столицы более чем скудны. Торговле не удалось побороть дефицит даже в канун православного Рождества. Обыватели со страхом наблюдают, как стремительно растет так называемый "черный" денежный курс. Стоимость доллара в безналичном варианте превысила уже миллион белорусских рублей. В наличном - подобралась к девятистам тысячам. Причем нет и намека на остановку. Две реальные меры, предпринятые правительством и Национальным банком (имеется в виду разрешение коммерческим банкам сближать курс обмена доллара с курсом "черного" рынка и деноминация - устранение трех нулей с денежных знаков), ничего утешительного не принесли. Коммерческие банки не смогли угнаться за "черным" рынком, а значит, и не получили желаемого притока валюты. А деноминация в пору финансовой нестабильности вообще превратилась в декоративную меру. Более того, появление большого количества новых денег лишь усиливает инфляцию.

Жесткие споры возникли в обеих палатах Национального собрания. В общем-то смирные и покладистые депутаты при обсуждении бюджета на 2000 г. проявили несвойственную им строптивость. Этому есть только одно объяснение - финансовая неразбериха и нестабильность выводят из себя даже самых покладистых хозяйственников. Бюджет на будущий год сверстан с учетом того, что цена доллара не будет превышать 575 тыс. белорусских рублей, что совершенно нереально. Строительство жилья велось до сих пор за счет денежных эмиссий, и президент требует не ослаблять темп ввода новых квартир. Но для этого нет средств, а финансирование строительства за счет эмиссий существенно усиливает инфляцию. Многие депутаты называют этот метод дорогой в никуда.

Вызывает беспокойство депутатов и снижение реальных доходов населения, которые к тому же являются мизерными. Задолженность по зарплате превышает 6 трлн. белорусских рублей. Но бюджет принят в первом и будет принят во втором чтении. Руководителям палат удается усмирять претензии депутатов с помощью единственного аргумента: президент знает о проблемах и тем не менее просит одобрить бюджет. В качестве утешения приводится следующее доказательство: бюджет на следующий год имеет социальную направленность. Что это означает на практике, пока трудно сказать.

Еще одна значительная особенность работы Национального собрания, проводящего в январе внеочередную сессию, заключается в том, что оно намеревается в пожарном порядке принять избирательный кодекс. Именно этот законопроект служит камнем преткновения в спорах власти с оппозицией. Законодатели, возможно, спешат воспользоваться паузой, возникшей на Западе в связи с рождественскими праздниками, парализовавшими деятельность западноевропейских структур. По мнению оппозиционных политиков, кодекс содержит ряд дискриминационных статей, которые не позволят сделать предстоящие парламентские выборы демократическими.

Суд над Михаилом Чигирем пока не начался, зато завершается судебный марафон, роль обвиняемого в котором исполняет бывший министр сельского хозяйства Василий Леонов. Александр Лукашенко называл его своим учителем. Вначале бывшему министру пытались приписать роль крестного отца мафии, вознамерившегося провести ряд террористических актов, в том числе и против президента. Но чудовищное обвинение не нашло подтверждения во время следствия. Ряд других обвинений отмел прокурор, но кое-что и осталось. По мнению стороны обвинения, министр должен провести в заключении не менее восьми лет, причем с конфискацией имущества. Два года он отсидел в камере в качестве подследственного. Никак не прояснило начало нового года и судьбу известных исчезнувших оппозиционеров Виктора Гончара и Юрия Захаренко. Возникновение из небытия соратницы Лукашенко, бывшего главного банкира страны Тамары Винниковой вызывает самые противоречивые комментарии. Одна из наиболее распространенных версий такова: таинственное исчезновение из-под стражи и не менее таинственное появление бывшей узницы вполне может быть разработано спецслужбами с целью отвлечь внимание от судеб тех, кто мог реально противостоять Лукашенко в борьбе за президентство.

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1145
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1132
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
1090
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
1029

Другие новости