"ТАНГО втроем┘ Разве это возможно?" Оказывается, да. По крайней мере, именно так представляет будущее армяно-турецких отношений официальный Вашингтон. По словам первого заместителя помощника госсекретаря США по военно-политическим вопросам Роберта Бикрофта, взаимоотношения между Ереваном и Анкарой базируются на "принципе танго". Чтобы танец состоялся, необходимо желание обоих партнеров и соответствующая музыка. Роль первой скрипки в гипотетическом оркестре, которому предстоит аккомпанировать армяно-турецкому танго, Вашингтон взял на себя. Однако сегодня громче всего в оркестре звучит "азербайджанская партия" в исполнении Гейдара Алиева.
9 января перед отбытием из Баку в Анкару Гейдар Алиев сделал ряд заявлений, которые, согласно азербайджанским и турецким СМИ, означали коренное изменение позиции Азербайджана относительно перспектив взаимоотношений Еревана и Анкары. "Давление Турции на Армению не дает результата. Для урегулирования проблемы Нагорного Карабаха начало гармоничного диалога между Анкарой и Ереваном, быть может, будет более полезным" - так представила позицию официального Баку влиятельная турецкая газета "Хюрриет". Особое внимание СМИ обратили на заявление Алиева о том, что Азербайджан "может снять свое вето в вопросе размораживания связей между Турцией и Арменией и возобновления приграничной торговли". Эти слова президента Азербайджана были интерпретированы как признание провала внешней политики официального Баку, в частности, направленной на международную и региональную изоляцию Армении. Не желая давать лишний козырь в руки оппозиции, администрация Алиева обвинила ряд азербайджанских и иностранных СМИ в "чересчур вольной интерпретации слов президента", подчеркнув при этом, что азербайджанская позиция остается неизменной: "границы с Арменией должны быть закрыты до тех пор, пока не будет урегулирован карабахский конфликт".
Вполне вероятно, что позиция Алиева в действительности не изменилась. Сложившаяся ситуация в треугольнике взаимоотношений Армения-Турция-Азербайджан может вполне устраивать официальный Баку, который, играя на тонких струнах турецкого общественного мнения, сделал Анкару своей "заложницей", вынужденной строить свою политику в отношении Армении не на базе собственных интересов, а с оглядкой на Азербайджан. Вопрос в другом: не изменилась ли позиция Турции, готова ли она по-прежнему потакать Баку и, наконец, в состоянии ли она противостоять сильнейшему давлению со стороны США, требующих скорейшего разблокирования армяно-турецкой границы?
Вскоре президент Турции Сулейман Демирель планирует посетить Тбилиси. По утверждению "Хюрриет", "после встреч Демиреля с Алиевым и Шеварднадзе Турция будет прилагать максимум усилий для того, чтобы в регионе "более не создавалось изолированных милитаризованных государств. Ожидается, что на первом этапе Анкара представит на одобрение правительства и парламента страны вопрос об открытии границы с Арменией", утверждает турецкая газета. Следует признать, что это сообщение приобретает особое значение в свете последнего официального заявления турецкого правительства о том, что в 2000 году приоритетом внешнеполитической деятельности Турции станет Закавказье и Большой Кавказ в целом. В таком случае следует признать, что перед отлетом в Анкару Алиев сделал тонкий дипломатический ход, способный в дальнейшем принести ему серьезные внешнеполитические дивиденды. Теперь возможное разблокирование армяно-турецкой границы можно будет представить как жест доброй воли со стороны Азербайджана и лично его президента, великодушно снявшего свое "вето". За подобное "великодушие" можно будет потребовать и "роль третьего" в танго. А значит, попытаться заполучить возможность диктовать свои условия.
Ереван