БЛИЗИТСЯ к завершению восстановление одной из главных святынь православия - храма Христа Спасителя в Москве. Мощный духовный импульс, вышедший из столицы славянского мира, в канун 2000-летия Рождества Христова докатился и до Крыма. В последних числах декабря президиум Верховной Рады автономии принял решение заново отстроить храм Александра Невского, снесенный в 1934 году.
Осматривая свои новые владения, императрица Екатерина II в 1787 году, во время знаменитого путешествия на юг, повелела Григорию Потемкину возвести в Симферополе храм-памятник в честь русских воинов, павших в ходе русско-турецких войн за присоединение Крыма к России. В 1791 году фаворит умер, спустя пять лет и самой императрицы не стало, и дело застопорилось.
В 1809 году симферопольские священники возобновили хлопоты о строительстве храма, и архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Платон в апреле 1810 года выдал грамоту на строительство собора. Несколько дней спустя он был заложен на левом берегу реки Салгира, на месте бывшего лагеря Александра Суворова. Спустя три года сильнейшая буря сорвала крышу с постройки и разметала стройматериалы, часть была разворована. Следственная комиссия, созданная по указанию императора Александра I, обнаружила трещину в стенах церкви и постановила ее разобрать.
В 1818 году Александр I, посетив Симферополь, указал новое место для строительства храма - вдвое дальше от реки, чем прежде. В 1822 году последовало высочайшее повеление о строительстве сооружения, и 12 марта 1823 года храм был заложен. А 3 июня 1829 года архиепископ Гавриил освятил собор, построенный по проекту петербургского архитектора И.Шарлемана.
В 1839 году, когда началось поименование улиц Симферополя, улице, идущей от храма, присвоили имя Александра Невского. В 1842 году на Соборной площади, рядом с храмом, был возведен 20-метровый памятник-обелиск в честь екатерининского генерала Василия Долгорукого, под руководством которого русская армия в 1771 году освободила Крым от османского ига. Место для обелиска, спроектированного профессором Августом Штрехенбергом по заказу внука прославленного полководца, выбрал новороссийский генерал-губернатор Михаил Воронцов.
В 1860 году, после окончания Крымской войны (1854-1855), Таврическая епархия обрела самостоятельность, собор Александра Невского стал кафедральным, и началось его активное расширение. Постепенно появились помимо пристроенных ранее приделов Анны и Покрова (1845) новый иконостас (1864), трапезная, колокольня (1881-1882), другие постройки. Крупнейший колокол, весивший 469 пудов, был отлит на московском заводе Финляндского. В церкви хранились предметы, подаренные Екатериной II (потир, кадило и др.), грамота Александра II с благодарностью тавричанам "За жертвы Святому делу Отечества" во время Крымской войны, копия чудотворного образа иконы Божьей Матери Касперовской и другие реликвии.
20 августа 1874 года собор посетила императрица Мария. 2 октября 1877 года в честь взятия Плевны перед храмом был отслужен праздничный молебен. В 1883 году собор стал центром пышных торжеств, посвященных 100-летию присоединения Крыма к России. В 1892 году рядом с храмом была сооружена часовня по случаю помолвки цесаревича Николая II и Александры Федоровны.
В 1924 году большевики переименовали улицу Александра Невского в Розы Люксембург, Долгоруковскую (шедшую от обелиска) - в Карла Либкнехта, Екатерининскую - в Льва Троцкого (ныне Карла Маркса). В сентябре 1934 года, после перезахоронения на новом христианском кладбище останков пяти священников, покоившихся возле храма, величественный собор, являвшийся самым большим и красивым зданием в городе, был взорван. Остался только обелиск Василию Долгорукому - предмет гордости и один из символов Симферополя, горячо любимый славянами и ненавидимый татарами.
Благодаря волевому решению спикера Леонида Грача положено начало возрождению бывшего главного собора Крыма, воплощавшего идею принадлежности полуострова Российской империи и духовного единства с ней. Премьер более осторожен, в целом поддерживая идею, Сергей Куницын полтора года предлагает провести референдум (в вопросах сотрудничества с татарами он более решителен). Обратного пути, наверное, нет, но отношение симферопольцев к вопросу далеко не однозначное.
По воспоминаниям стариков, после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году солдат, умерших в близлежащем госпитале, хоронили на чистой площадке, на которой раньше стоял храм. Потом здесь установили на постаменте первый танк, ворвавшийся в Симферополь, и разбили сквер Победы. Место сохранило для горожан свой святой статус, но уже в новом качестве. Со временем останки героев перенесли к Вечному огню и на военное кладбище, но для ветеранов войны их дух все равно тут, на месте первого погребения.
В знак протеста пенсионеры - основной электорат Грача - вывесили на постаменте плакат: "Военно-научное общество и Совет ветеранов 51-й армии решительно против перемещения танка-памятника и ликвидации сквера Победы. Уважайте и ветеранов войны!" "Зеленые" провели пресс-конференцию по поводу недопустимости сноса клумб, деревьев, кустарников. Бабушки, ранее активно поддерживавшие и защищавшие спикера-коммуниста, сочли его действия предательством коммунистических интересов и начали желать Грачу отставки ("Пусть сначала выйдет из партии, взрывавшей храмы, а потом в церковь суется!").
Молебен, Крестный ход, закладка капсулы с установкой креста и освящением, митинг и награждение знаками церковного отличия были организованы и исполнены на должном уровне. Но в торжественных речах архиепископа Лазаря, Грача, Куницына ни словом не было помянуто, какое событие - присоединение Крыма к России - призван был увековечить восстанавливаемый храм, которому теперь по иронии судьбы суждено стоять рядом со зданием Верховной Рады, построенным в 80-х годах для обкома Компартии.
Мероприятие, собравшее несколько сот человек, прошло более чем сдержанно. На нем не было ни татар, ни лидеров организаций, именующих себя русскими или российскими, ни их представителей, уполномоченных выступить и дополнить запамятовавших ораторов. История есть история. Но если раньше собор был данью памяти русским воинам, павшим в борьбе за свержение турецкого ига в Крыму, то теперь он будет нести и идею почитания советских солдат, погибших в боях за освобождение полуострова от оккупантов в годы Второй мировой войны.
Генеральное консульство РФ ни светскими, ни духовными властями об этом знаменательном событии извещено не было, не говоря о приглашении. А ведь именно отсюда начиналось строительство российской части Симферополя, добавившейся к существовавшей татарской Ак-Мечети и постепенно вобравшей ее. И участок под строительство консульства выделен рядом, на берегу Салгира, где некогда разбил свой лагерь непобедимый полководец. Россия возвращается на круги своя, сейчас как гость.
Собор сносило государство, в принципе оно и должно восстанавливать церковь. Но в отличие от мэра процветающей Москвы Грач, проводя решение через президиум ВР АРК, вопроса строительства храма финансово не проработал, потому и ясности по срокам нет никакой. Чисто декларативное постановление.
Cимферополь