ИЗ ПРОЗВУЧАВШИХ "под занавес" прошлого года разъяснений представителей МИД РФ следовало, что в Приднестровье Москва не намерена отказываться от принципа синхронизации. Под последним подразумевается согласованное осуществление процессов вывода российских воинских формирований, дислоцированных на левобережье Днестра, и окончательного урегулирования приднестровского конфликта. По данному поводу было заявлено следующее: "Взяв на себя в Стамбуле непростое, с точки зрения практической реализации, обязательство завершить вывод российских сил с территории Молдавии к концу 2002 г., Россия по-прежнему твердо исходит из того, что процесс вывода, как это, кстати, и зафиксировано в соответствующих документах, должен идти синхронно с процессом политического урегулирования приднестровского вопроса. Таким образом, теперь фактически обозначился двуединый срок - вывода российских сил и окончательного политического урегулирования проблемы. Надо особо подчеркнуть, что речь может идти только о таком решении, которое устраивало бы обе спорящие стороны, которое было бы надежно гарантировано странами-гарантами и которое обеспечило бы нахождение взаимосогласованного особого статуса Приднестровья".
Госсекретарь непризнанной ПМР Валерий Лицкай положительно оценил тот факт, что российская сторона подтвердила приверженность прежней позиции, не нашедшей отражения в документах Стамбульского саммита ОБСЕ. По словам Лицкая, это тем более важно потому, что упомянутый принцип относится к базовым, определяющим стратегию переговоров между Кишиневом и Тирасполем. Таковым, например, является и взаимное обязательство сторон о неприменении силы. Соблюдение принципа синхронизации также способствует поддержанию сложившейся системы стабильности. Но она может оказаться разрушенной, если, скажем, Оперативную группу российских войск выведут, не дожидаясь завершения политического урегулирования, предостерег Валерий Лицкай.
В Кишиневе давно выступают за фактическую первоочередность вывода, традиционно сетуя на то, что наличие российского контингента затрудняет достижение окончательного урегулирования, тогда как в отсутствие его Тирасполь стал бы более сговорчивым. Устойчивое намерение "развести" оба процесса прослеживается и в политике западных государств, в чьих настойчивых требованиях о выводе иностранной российской армии с территории РМ обычно опускается увязка его с приднестровским урегулированием. Вот и участники Стамбульского саммита приветствовали обязательства России вывести свои подразделения из Молдавии к концу 2002 г. И не уточнили при этом, что выполняющая в том числе миротворческую миссию ОГРВ не вправе уйти отсюда до окончательного урегулирования - по крайней мере, пока эта функция не будет передана кому-либо другому или же не преобразована по сути.
Восполнить необходимую оговорку, по мнению Валерия Лицкая, призваны разъяснения российского МИДа. Для Москвы, никогда не заявлявшей о своем отказе от принципа синхронизации, вполне логично подтвердить намерение сохранить его в дипломатическом обороте, продемонстрировав тем самым последовательность и принципиальность проводимого здесь курса. Такой вывод, во всяком случае, не замедлили озвучить в Тирасполе.
Кишинев