ВТОРОЙ форум Азиатского центра по предупреждению стихийных бедствий состоялся 3-5 декабря в японском городе Кобе. Серьезное внимание участников форума к проблеме высокогорного Сарезского озера на Памире привлекла делегация Таджикистана. "НГ" совместно с телерадиокомпанией "Мир" в прошлом году (14.10.98) уже обращалась к этой теме. Однако проблема остается нерешенной, и мы решили еще раз уделить ей внимание.
Первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Таджикистана Абдурахим Раджабов, руководитель таджикской делегации на форуме, выступил перед учеными и специалистами с информацией о достижениях национального Института сейсмологии и сейсмостойкого строительства. Однако главное внимание было уделено ситуации вокруг Сарезского озера. Он еще раз напомнил, что угроза прорыва этого естественного водохранилища нарастает в связи с увеличением трещин в скальных породах, окружающих озеро, что может привести к гигантскому оползню. В этом случае может быть поднята мощная волна, которая разрушит плотину и затопит территорию пяти государств Центральной Азии с населением свыше 5 млн. жителей. По словам замминистра Раджабова, "пора от теоретизирования по поводу предстоящей реальной угрозы переходить к практическим делам и координации усилий международного сообщества для предотвращения экологической катастрофы мирового масштаба".
Напомним, что Сарезское озеро образовалось в результате 9-балльного землетрясения в долине реки Мургаб, что на Памире, в 1911 г. В те годы сейсмической службы в Средней Азии не было, поэтому эпицентр и сила землетрясения точно установлены не были. Только на следующий день в Пулковской обсерватории определили, что где-то в горах Памира произошло сильное землетрясение. По рассказам очевидцев, сила его была такова, что на озере Каракуль, расположенном в 120 км от эпицентра, образовавшейся волной был взломан, разбит и выброшен на восточный берег ледяной покров, достигающий в феврале толщины 80 см. До основания были разрушены многие кишлаки. И поскольку землетрясение произошло ночью, то не обошлось без человеческих жертв; по некоторым данным, число их достигло 1000 человек. Образовавшийся в результате землетрясения завал был назван по имени погибшего кишлака Усойским, а накопившиеся перед завалом воды реки Мургаб затопили крупный кишлак Сарез.
Почти за 90 лет в озере накопилось около 17 куб. км воды, а наибольшая его глубина достигает 500 м. Редкое по красоте, оно стало объектом внимания не только ученых, но и политиков. Имеющиеся данные дают основание предполагать возможность внезапного опорожнения озера, с катастрофическими последствиями для людей, проживающих в зоне рек Бартанг, Пяндж, Амударья. В основном ученые пытаются найти ответ на четыре вопроса: возможно ли разрушение естественной плотины и катастрофическое опорожнение озера; какими могут стать масштабы и последствия такой катастрофы; какие профилактические и инженерно-технические мероприятия можно осуществить для устранения угрозы катастрофы; каковы возможности рационального использования водных ресурсов озера в экономике среднеазиатского региона.
В результате длительных наблюдений специалисты пришли к выводу, что уровень воды в озере колеблется и увеличивается на 10 см в год. На режим наполнения влияют как климатические факторы, так и 10-11-летние циклы. Между тем, учитывая все существующие гипотезы и прогнозы различных лет, можно с уверенностью сказать, что в ближайшие десятилетия переполнения озера за счет естественного повышения уровня не произойдет. Сторонники версии о прорыве Усойского завала также потерпели фиаско. Еще в 1994 г. мнения ученых разделились, и в итоге был сделан вывод, что завал представляет собой устойчивое образование, несмотря на развивающиеся геологические процессы как на поверхности, так и внутри него.
Однако нельзя отрицать непредсказуемой опасности Сарезского озера. За озером давно закрепилось несколько названий, несущих в себе предупреждение о затаенной угрозе: "Дракон Приаралья", "Спящий тигр", "Мургабская бомба с зажженным фитилем". С начала 60-х гг. ученые пристально наблюдают за его поведением. Первое правительственное решение о комплексном изучении озера было принято в августе 1967 г., и, начиная с 1968 г., в планы многих союзных министерств и ведомств были включены широкомасштабные работы по изучению Сареза. Политические события 90-х гг. несколько затмили важность проведения дальнейших исследований, хотя интерес к уникальному озеру никогда не утихал. В годы советской власти из бюджета Советского Союза выделялись немалые средства. Сейчас Таджикистану такая ноша не под силу. Тем более что за десятилетие оборудование изрядно устарело, специалисты разъехались по своим республикам. Только в октябре 1997 г. в Душанбе состоялась международная конференция на тему "Проблемы Сарезского озера и пути их решения". Проектом решения конференции принято оценивать возможный прорыв Сарезского озера (предполагаемая зона поражения - 52 тыс. кв. км с населением более 5 млн. человек на территории Таджикистана, Афганистана, Узбекистана и Туркмении) не только как катастрофическое бедствие для государств Центральной Азии, но и как экологическую проблему мирового сообщества. Участники конференции предложили оптимальные варианты решений проблемы Сареза. Это прежде всего создание сквозных водовыпускных тоннелей из озера и искусственное постепенное опускание отдельных небольших оползневых блоков малыми направленными взрывами. Сочетание данных двух вариантов, по мнению ученых, позволит не только исключить угрозу катастрофического опорожнения озера, но и сохранить этот уникальный природный объект. Мнения участников конференции по вопросу использования водных ресурсов озера разделились.
Сарез для Таджикистана - это то же, что Байкал для России. Только байкальская вода, по крайней мере частично, уже загрязнена сливом в нее отходов вредных производств, а сарезская вода пока чиста, как горный хрусталь, и еще долго может оставаться таковой. Использование Сарезского озера, этого экзотического уголка природы, в качестве рекреационной и заповедной зоны открывает неограниченные перспективы и огромные возможности.
Десять лет назад профессор Агаханянц сказал, что "такой прозрачной, чистой, химически безукоризненной, готовой для бутылочного разлива питьевой воды в одном месте и в таких количествах больше нигде нет. И это в то время, когда на равнинах Средней Азии часто пьют излишне минерализованную, иногда отравленную воду. Ведь вывозят же Скандинавские страны чистую ледниковую воду в бутылках в экологически загрязненные страны Западной Европы. Через пару десятилетий такой развоз питьевой воды может оказаться необходимым и в Средней Азии".
Пророческие слова! Уже сейчас по всей Средней Азии в магазинах, на базарах продают дорогую воду с экзотическими названиями "Амиртемур", "Тянь-Шань" и т.п., причем рекламируют ее как чистейшую воду Памира. Вода производится в Узбекистане. Хочется надеяться, что эти рекламные трюки претворятся в жизнь, и мы будем пить чистейшую сарезскую воду, производимую на месте.
В начале этого года в Душанбе состоялась встреча ученых и руководителей Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Таджикистана с послом ФРГ в республике Маттиасом Майером. Было сказано, что Центральная Азия уже вступила в очередной цикл тектонической активности, в результате чего увеличивается вероятность крупных землетрясений в регионе, а также возможность прорыва естественной плотины Сарезского озера. Это может привести к экологической катастрофе мирового масштаба. Для изучения проблемы и принятия профилактических мер необходимо в ближайшие два года завершить программу научно-исследовательских работ в этом районе стоимостью в 4 млн. долл. Германской стороне предложили принять участие, в частности, в создании компьютерного центра с банком данных о развитии деформационных и тектонических процессов, а также о сейсмической обстановке в районе озера.
Россия также намерена содействовать решению проблем, связанных с приведением озера в безопасное состояние, а также участвовать в разработках программ и научных исследованиях. По крайней мере, об этом говорится в "Договоре о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, ориентированном в XXI век", подписанном президентами Борисом Ельциным и Эмомали Рахмоновым.
В начале июля на заседании Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера вице-премьер республики, председатель Госкомиссии по чрезвычайным ситуациям Исмат Эшмирзоев сообщил, что уже проведены переговоры по стабилизации безопасности Сарезского озера со Всемирным банком, который намерен выделить на первоначальном этапе реализации программы 300 тыс. долл., тем более что на Сарезе будет работать международная экспертная группа для оценки первоочередных задач. В этом контексте для Таджикистана, как отметил Эшмирзоев, значение имеют и такие вопросы, как утверждение положения об Агентстве по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций, а также обсуждение порядка формирования резервных фондов в интересах предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в государствах - участниках СНГ. По словам вице-премьера, миссия прибыла в Таджикистан лишь после того, как проблема Сареза была поднята руководством страны во время визита в республику заместителя генсека ООН по гуманитарным вопросам Сержиу Виейра ди Меллу и вице-президента Всемирного банка господина Линна. В настоящее время, как сказал Эшмирзоев, работы на озере ведутся за счет средств из бюджета республики (270 млн. таджикских рублов в год) и Международного фонда спасения Арала (120 тыс. долл.).
Таджикское правительство рассчитывало на скорое финансирование, тем более что эксперты Всемирного банка и ООН, прибыв на озеро, стали свидетелями схода оползня объемом около 1 тыс. кубометров. После схода оползня уровень воды в озере временно поднялся на два метра, но вода не принесла вреда естественной плотине. Не пострадали и эксперты, но зато на этом маленьком примере убедились, чем грозит Сарез в случае, если в озеро обрушится гигантский оползень, нависающий над ним.
Международные эксперты предварительно оценили стоимость разрабатываемого проекта по снижению риска прорыва Сарезского озера на Памире в 4 млн. долл. По словам руководителя группы экспертов Алессандро Пальмберо, если страны-доноры "осознают возможность глобальной катастрофы в случае прорыва озера и предоставят грантами необходимую сумму на реализацию проекта", то они будут использованы на организацию постоянного мониторинга за состоянием Сареза, установление системы раннего оповещения населения и завершение научно-исследовательских работ.
Однако пока что дальше проектов дело не движется. И только в конце октября правительство Таджикистана создало на базе Объединенной дирекции по решению проблемы Сарезского озера при Министерстве по чрезвычайным ситуациям специальное агентство. Вместе с тем в душанбинском офисе представительства Всемирного банка разъяснили, что проект по Сарезскому озеру, как и вопрос о выделении кредита на его реализацию, Советом директоров этого международного финансового института еще не рассматривался.