Схема нефтепроводных магистралей Украины. Источник: журнал "Нефть России" |
КАК ТОЛЬКО Киев оказался перед угрозой хотя и частичной, но все же достаточно болезненной для себя энергетической блокады со стороны Москвы, власти Украины поспешили предпринять ответные шаги. На днях председатель правления государственного АО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" Любомир Будняк фактически заявил, что в середине 2001 г. международное нефтяное сообщество получит новую транзитную магистраль для транспортировки каспийской нефти в Европу. К этому времени Киев рассчитывает ввести в эксплуатацию нефтепровод Одесса-Броды.
Хотя подобный проект возник еще в первой половине 90-х гг., Киев решил своевременно напомнить о нем международным инвесторам. С учетом уже существующей инфраструктуры, а также по окончании строительства нефтяного терминала в Одессе Украина могла бы получить шанс на транзит казахстанской, азербайджанской и туркменской нефти. Если же строящийся нефтепровод будет соединен с польской трубопроводной системой (район Адамовой заставы), тарифы, вероятнее всего, достигли бы здесь европейского уровня. Однако денег на осуществление этих планов в Киеве пока не хватает.
По версии московских нефтяных генералов, одним из основных источников финансирования этого проекта являются разного рода нефтегазовые транзитные поступления. К примеру, тариф на прокачку нефти по территории Украины примерно в полтора раза выше, чем в пределах России. Не случайно в ближайшие планы российской "Транснефти" входит строительство обходного трубопровода Суходольная-Родионовская. Однако несравнимо большие доходы Киев получает за счет транзита российского газа. По словам руководителей "Газпрома", несанкционированный отбор голубого топлива на Украине составляет примерно 100 млн. кубометров в сутки. Даже по самым приблизительным подсчетам, при цене 60 долл. за тысячу кубометров его общая стоимость могла составить 2,6 млрд. долл. в год, то есть десятую часть российского бюджета. Учитывая, что значительное количество отобранного газа реэкспортируется, часть этой суммы Украина получает "живыми" деньгами.
Подобное положение дел более чем неблагоприятно для Москвы. Похоже, Россия фактически финансирует задевающий ее интересы украинский проект. Речь идет прежде всего о каспийских интересах и, главное, о маршруте транспортировки "большой" азербайджанской нефти. Даже если считать задекларированный в Стамбуле проект Баку-Джейхан нереализуемым, на сегодняшний день существует два основных маршрута транспортировки: Баку-Новороссийск и Баку-Супса. Реализация украинского проекта может стать продолжением грузинского маршрута, устраивающего западные супердержавы куда больше, нежели российский транзит.
Другим полем российско-украинской конкуренции может стать Балтийское море, на которое нацелен проект Балтийской трубопроводной системы, осуществляющийся "Транснефтью". Предполагается, что туда же будет направлен и нефтепровод Одесса-Броды, который планируется продлить до польского побережья. В настоящее время на Балтике уже действуют несколько крупных терминалов. Появление здесь еще одного конкурента России было бы крайне невыгодно.
По большому счету у России в борьбе с Украиной есть один серьезный аргумент - частичная энергетическая блокада. Не так давно Москва пыталась намекнуть Киеву, что воровать российский газ нечестно. В числе возможных санкций - сокращение поставок нефти и электроэнергии. Тогда Украина пообещала прекратить несанкционированный отбор голубого топлива. Однако не прошло и недели после подписания соответствующих протоколов, как история начала повторяться.