День независимости Украины - 24 августа. Именно в этот день восемь лет назад украинский парламент принял декларацию о независимости республики, прихватив заодно на весьма сомнительной правовой основе и крымский полуостров. В сердцах десятков миллионов россиян Крым и Севастополь навсегда остались вечной болью, иногда прорывающейся наружу.
24 августа сего года 15 молодых членов Национал-большевистской партии России, решив провести акцию политического протеста, прибыли в город-герой. Они беспрепятственно вошли в здание Матросского клуба, находящегося в пользовании Черноморского флота РФ, забрались на смотровую площадку в башне и начали разбрасывать листовки с надписью "Севастополь - российский город!" и скандировать соответствующие лозунги, не найдя другой возможности быть услышанными. Стремясь привлечь должное внимание к акции, нарушители порядка заблокировали ведущий к ним люк, и его пришлось выдавливать корабельным домкратом.
Потом без всякого сопротивления ребята попали в руки украинских правоохранительных органов и были подвергнуты административному аресту на 15 суток - естественное и соразмерное наказание за мальчишескую выходку. Видимо, с них еще следовало взыскать стоимость ущерба (ориентировочно несколько сот долларов) и после этого выставить за пределы Украины.
Но чувство меры украинским властям изменило, и спустя пару дней ребятам начали "шить" уголовное дело за злостное хулиганство (впоследствии адвокатам удалось это обвинение снять), захват здания и препятствия в деятельности учреждения.
В это время в Симферополе открывалось Генеральное консульство РФ, и его сотрудники сразу же активно включились в работу по данному вопросу. Понимая незначительность проступка, украинская сторона в начале октября, в преддверии приезда Владимира Путина и Игоря Иванова на встречу глав правительств СНГ в Ялте, выразила готовность передать арестованных россиян и заведенные на них уголовные дела в Генеральную прокуратуру РФ. Российская прокуратура отнеслась к этому вяло, и благоприятный момент был упущен.
И лишь после многочисленных обращений со стороны МИДа и депутатов Государственной Думы России, теребимых руководством НБП и матерями находящихся под стражей ребят, ГП РФ начала шевелиться, видимо, сочтя давление достаточным. Но вместо запроса по форме, требуемой Минской конвенцией от 1993 года, в Киев поступило просто письмо. Украинская сторона отказалась от предложенной квалификации дела как простого хулиганства и потребовала оформления документов по всей форме. В итоге соответствующий запрос за подписью заместителя генерального прокурора России Василия Колмогорова на имя заместителя генерального прокурора Украины Сергея Винокурова был отправлен только 3 декабря, хотя мог бы уйти на пару месяцев раньше.
Срок следствия по этому делу истекает 26 декабря. По словам руководителя пресс-центра Генпрокуратуры Украины Виктора Лакизюка, в понедельник должно быть принято окончательное решение по данному вопросу в пользу передачи арестованных ребят и заведенных на них уголовных дел российской стороне (сколько таких обещаний уже было). Дай Бог, чтобы так и случилось. Но неужели российской прокуратуре не стыдно за свою многомесячную пассивность, а украинской - за раздувание из мухи слона, или им заниматься больше нечем?