С ПОСЛЕДНЕЙ, третьей попытки молдавский парламент все-таки утвердил новое правительство во главе с Думитру Брагишем. Помимо фракции Партии коммунистов Молдовы и группы независимых депутатов за него проголосовали и представители Христианско-демократического народного фронта, переименованного теперь в Христианско-демократическую народную партию. Вероятно, как предположил накануне вице-председатель Партии возрождения и согласия, входящей в менее оппозиционный правоцентристский альянс - АДР, Виктор Шосу, ХДНП сейчас не заинтересована в досрочном роспуске парламента: из-за перемены названия партия должна пройти перерегистрацию в трехмесячный срок и рисковала не успеть принять участие в выборах.
Так или иначе, очевидно, что полученное на момент голосования большинство не будет стабильным, равно как и дальнейшая поддержка парламентом вновь избранного правительства. И это обстоятельство объективно усиливает роль президента Петра Лучинского, фактически отодвинутого в сторону в период пребывания у руля АДР и кабинета Иона Стурзы. Его отставка, разумеется, носила политический характер, хотя не исключено, что она обусловливалась также и подспудным столкновением групповых экономических интересов. О жесткости теневого противостояния свидетельствует и сегодняшний шумный конфликт, вызванный выдачей второй лицензии на мобильную связь: одни утверждают, что она была осуществлена при содействии президентских структур, незаконно, другие же называют неправомерной сохранявшуюся кабинетом Стурзы монополию французской фирмы в данной области.
Погасить страсти по этому и другому спорным моментам предстоит новому правительству. Ему также придется срочно заняться энергетическими проблемами, в том числе переговорами с ОАО "Газпром", пригрозившим полностью перекрыть газ Молдавии из-за хронических неплатежей.
Непросто будет Думитру Брагишу, как предостерег его прежний начальник, экс-вице-премьер Александр Муравски, и восстановить наработанные предшественниками позиции в макроэкономической сфере. Для реанимации отношений с МВФ и ВБ, "заморозившими" свое сотрудничество с РМ после отставки правительства Стурзы, понадобится время. В подобных организациях процесс принятия решений предполагает достаточно длительную бюрократическую процедуру. И уж тем более нелегко будет премьеру выполнить свое обещание - обеспечив макроэкономическую стабильность, добиться прогресса и на микроуровне, в реальном производственном секторе, малом и среднем бизнесе.
Для развития последнего главное даже не то, чтобы ему помогли, важно - не мешать, заметил Александр Копанский, руководитель ряда компаний, занятых в сфере информационных технологий. Для этого достаточно не сотрясать страну новыми катаклизмами и поддерживать эту самую макроэкономическую стабильность. По мнению г-на Копанского, замечательные декларации о реформировании налоговой системы вряд ли реализуемы при сегодняшних финансовых трудностях. Хотя бы потому, что и при резком уменьшении налогового бремени не следует ожидать автоматического адекватного увеличения поступлений от сограждан, отвыкших за прошедшие годы исправно все налоги платить. К более продуктивным Александр Копанский отнес пусть и не революционный, но конкретный практический пункт из Закона "О бюджете на 1999 год", предусматривающий освобождать от налога на прибыль 50% доходов, если они реинвестированы в производство.
Однако, как уточнили в Министерстве промышленности и торговли, и это, и другое правительственное решение - об отмене НДС на ввозимое предприятиями оборудование и запчасти - подолгу не выполнялись из-за отсутствия механизма реализации в первом случае и соответствующего перечня оборудования - во втором. Безуспешно пока многочисленные здешние предприятия легкой промышленности ожидают и отмены или серьезного уменьшения НДС на импортируемое (не только давальческое) сырье. Крупные производства (выполняющие не только экономические, но и социальные функции по сохранению рабочих мест) давно нуждаются в осознанной, целенаправленной и последовательной правительственной политике, которая закладывала бы реальные основы для их выживания. Более осмысленный хозяйственный индивидуальный подход требуется и в деле приватизации предприятий, начиная с оценки ее целесообразности и кончая контролем за выполнением согласованных обязательств. В противном случае получается, как со швейной фабрикой в городе Бельцы - вполне крепко стоявшее на ногах, это предприятие продали за 2 млн. марок "Штальману", и теперь второй год подряд, официально по крайней мере, оно значится в убытке.
Отнюдь не однозначно выглядят приватизационная политика в аграрном секторе и ее успехи в рамках программы "Земля", ориентированной исключительно на частное землевладение. Об этом говорил в парламенте депутат от ПКМ Дмитрий Тудорогло. К слову, действительно, по убеждению многих местных ученых, для виноградарства, например, более приемлемы коллективные формы хозяйствования...
Для того чтобы разобраться в этом ворохе задач и успешно решить их, необходима постоянная повседневная работа. И в принципе вновь сформированный кабинет, подчеркнуто технократический по составу и свободный от партрефлексий, к ней пригоден. Но дадут ли правительству заняться своим делом в грядущих политических баталиях - это большой вопрос.
Кишинев