ВЧЕРА в Ашхабаде глава РАО "Газпром" Рем Вяхирев вел непростой диалог с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым. Сложность заключалась не только в том, что предстояло преодолеть затянувшуюся более чем на два с половиной года паузу в сотрудничестве двух стран в газовой области. Прекращение деятельности совместного предприятия "Туркменросгаз", произошедшее в марте 1997 г., сопровождалось, как известно, взаимными упреками. Чего стоил один лишь вяхиревский прогноз дальнейшего развития событий, когда Рем Иванович в телекамеры заявлял, что "никуда эти туркмены не денутся, сами на коленях приползут".
Напротив, российскому олигарху пришлось лететь в Ашхабад и начинать переговоры с принесения официальных извинений туркменскому лидеру за свои высказывания. "Перед встречей с Богом хочу очистить душу", - в столь возвышенном стиле Рем Вяхирев, испугав своих соратников, начал примирительный диалог, который хозяин встречи - туркменский президент охотно поддержал, не упустив при этом, правда, возможности в присутствии прессы подвергнуть жесткой критике позицию руководителя "Газпрома". По мнению Сапармурата Ниязова, именно поведение главы РАО, на определенном этапе посчитавшего Туркменистан конкурентом России на газовом рынке, привело к замораживанию экономического партнерства между двумя дружественными государствами.
Рем Вяхирев выразил готовность "к совместной работе с Туркменией" и представил Сапармурату Ниязову ряд предложений по взаимодействию, которые, на его взгляд, "ничем не хуже тех, которыми Туркмению заманивают". Выяснилось, что "Газпром" заинтересован в ежегодных закупках туркменского газа в объеме от 20 до 50 млрд. куб. м по цене 30-32 долл. за тыс. куб. м на туркмено-узбекской границе. При этом 30% общего объема предлагается оплачивать в валюте, а 70% - погашать товарными поставками.
Напомним, что примерно такие же условия предлагались "Газпромом" и в конце 1997 г. Тогда они показались Ашхабаду невыгодными, ибо на тот период Россия продавала газ на Украину втрое дороже, в связи с чем переговоры и завершились безрезультатно. На сей раз Сапармурат Ниязов, хотя и однозначно отверг предложенные "Газпромом" условия и выразил готовность продавать газ по цене 42 долл. за 1 тыс. куб. м при увеличении валютной части оплаты до 50%, тем не менее предложил продолжить переговоры. Со своей стороны, Рем Вяхирев дал понять, что договориться нужно до 1 января 2000 г., иначе, мол, придется "отложить процесс еще на один год".
Однако независимые эксперты полагают, что лишь закупки туркменского газа могут помочь России "залатать дыры" в снабжении голубым топливом, возникшие из-за сокращения в текущем году собственной добычи на 20 млрд. куб. м. А потому совершенно очевидно, что "откладывать процесс" не в интересах как в целом "Газпрома", так и самого Вяхирева, которому накануне его отъезда в Ашхабад на совещании по проблемам энергетики у премьер-министра пришлось услышать загадочную фразу Владимира Путина о имеющихся у него "оригинальных кадровых решениях" по газовому концерну. О том, что сотрудничество с Туркменией весьма выгодно для России, неоднократно говорил в последнее время и министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный.
Ашхабад-Москва