"МЫ НЕ МОЖЕМ заставить Москву защищать ее собственные геостратегические интересы в этом регионе. Если Россия вознамерилась отсюда уйти и вывести армию, Приднестровью остается лишь позаботиться о своей безопасности", - заявил "НГ" Том Зенович, глава госадминистрации приднестровского города Бендеры, пережившего вооруженный конфликт лета 1992 г.
По его мнению, возникновение новых угроз вполне реально при фактически меняющемся геостратегическом раскладе в пользу явно активизировавшихся здесь западных государств, которые уже продемонстрировали недавно в Югославии готовность прибегнуть к силовым методам воздействия на несговорчивых оппонентов. И потому из двух актуализированных стамбульским саммитом вопросов - 1) о выводе вооружения, боеприпасов, техники; 2) о выводе воинских подразделений РФ - для приднестровцев сегодня первоочередное значение приобретает имущественный. Разрешение его облегчается тем, что своей доли при дележе имущества бывшей СА приднестровское население не получило. В свое время, когда в бывших союзных республиках повсеместно захватывались советские арсеналы, Тирасполь воздержался от подобных действий, желая сохранить здесь военное присутствие России. "Теперь же, коль Москва хочет, пусть выводит свои формирования с флагом и печатями, но вооружение и технику здешний народ не позволит вывезти", - заключил Том Зенович.
Во избежание нежелательных эксцессов Москве и Тирасполю следовало бы провести соответствующие переговоры с учетом новых возникших обстоятельств, подчеркнул председатель Бендерского совета народных депутатов Федор Добров. Впрочем, добавил он, и ситуация с запланированным выводом Оперативной группы российских войск не выглядит однозначной. Как известно, ОГРВ служит базой для миротворческих сил РФ. А миротворческие силы должны оставаться здесь до окончательного урегулирования приднестровского конфликта.
Но его скорейшее достижение представляется сомнительным из-за нежелания Кишинева согласиться на равноправный статус Тирасполя. И потому, вероятно, целесообразно было бы для повышения эффективности деятельности преобразовать ОГРВ в специализированный миротворческий корпус, предположил Федор Добров.
Таким образом, по словам бендерских собеседников, сама жизнь заставляет внести определенные коррективы в резолюцию стамбульского саммита. В целом же, как уточнили они, отказаться от своих обязательств (пусть и не имеющих юридической силы) перед организацией (с которой, как показали те же югославские события, необязательно считаться) России не позволит Запад, обладающий и дополнительными рычагами вроде кредитов МВФ.
Развивая тезис об активной роли Запада, отметим, что его представители сегодня зондируют также почву для упрочения сотрудничества с самой приднестровской стороной. Для укрепления своих позиций непосредственно в Приднестровье западные государства в перспективе могли бы использовать не только силовой способ убеждения, но и политический, и материальный. В рамках политических переговоров по урегулированию, во-первых, они способны были бы убедить Кишинев признать равноправный статус Приднестровья в составе общего государства, поскольку на автономное подчиненное положение при сегодняшних раскладах Тирасполь явно не согласится. И во-вторых, даже в условиях сохраняющейся официальной непризнанности ПМР они в состоянии предпринять своеобразную экономическую экспансию, направив сюда инвестиционные потоки, вследствие чего Приднестровье превратилось бы в подобие Тайваня.
Все три варианта "привязки" по сей день остававшегося пророссийским Приднестровского региона могла бы реализовать и Москва путем легализации своего военного присутствия. Для этого понадобилась бы концентрация воли, усилий и средств. Однако способности к этому нынешние российские правители не демонстрируют, констатировали бендерские руководители. Нет у них пока уверенности и в том, что политика Москвы в деле продвижения державных интересов кардинально изменится и после предстоящих выборов.
Бендеры