МЕРЫ решительной и бескомпромиссной борьбы с коррупцией, о которых сообщил общественности Эдуард Шеварднадзе, будут проводиться отныне неукоснительно. По крайней мере, именно такой вывод напрашивается после ряда заявлений президента Грузии, который обрисовал на днях картину вопиющего беспредела, парализовавшего еще не состоявшуюся и уже дышащую на ладан рыночную экономику. Бюджетный кризис подтачивает основы самой государственности и создает, по словам президента, угрозу всем социальным опорам и системам, что невозможно "терпеть далее". Реальность сегодня такова, что предвыборные обещания правящей партии "в ближайшем будущем погасить долги по зарплатам и пенсиям" все еще остаются нереализованными, невзирая на мизерность и зарплат, и особенно пенсий, составляющих в пересчете 6 долл. К тому же главе государства пришлось констатировать, что задолженность по зарплате и пенсиям в некоторых сферах и во многих районах не только не сокращается, но растет. Характеризуя положение как тревожное, Эдуард Шеварднадзе заявил, что государство не намерено складывать оружие и тем более сдаваться на милость "респектабельным мафиози и криминальным бандам, которые пытаются навязать Грузии свой образ жизни".
Имея, однако, полное представление о масштабах творимого в стране беззакония, о его нынешних результатах и вероятных последствиях, президент Грузии соответственно объявил о предстоящем историческом сражении с коррупцией и мафией как о неизбежном событии, которое "решит судьбу Грузии раз и навсегда". И твердо пообещал избавить страну "от мафиози, взяточников, контрабандистов, грабителей бюджета", уклоняющихся от выплаты налогов. Решимость президента очевидна, и, скорее всего, он не остановится перед воплощением в жизнь этой программы, несмотря на очевидную запущенность болезни, которую он назвал злокачественной опухолью, и несмотря на известную рискованность подобной затеи. Шеварднадзе рассчитывает на поддержку депутатов, причем независимо от их политических убеждений. Но проблема в том, что парламент состоит из трех основных сил, две из которых насчитывают в своих рядах не только, как принято говорить в Грузии, "честных патриотов". В "Союзе граждан" и партии "Союз возрождения Аджарии", а это противостоящие друг другу политические общины, пытаются закамуфлироваться немало тех персон, в отношении которых, с точки зрения президента и правоохранительных органов, пора возбуждать уголовные дела. Не случайно в эти дни Эдуард Шеварднадзе обнародовал свое намерение внести предложения в парламент о прекращении действия депутатского иммунитета в отношении всех членов законодательного органа, из которых прокурорами затем будут отбираться лица, наиболее заслуживающие изоляции от общества. Сотрудники Генпрокуратуры заявили, что только по делу о грузинском морском пароходстве (а президент назвал дела, творившиеся в этом учреждении, преступлением века) проходит 15 человек - как сотрудников пароходства, так и чиновников разного уровня из правительственных структур Аджарской автономной республики. Как бы упреждая намерения Центра и демонстрируя ненужность депутатского иммунитета, отказался от парламентского мандата глава Верховного Совета Аджарии Аслан Абашидзе. Впрочем, согласно заявлению Шеварднадзе, антикоррупционный орган начнет действовать после президентских выборов в апреле, поскольку для его формирования и создания соответствующей законодательной базы необходимо какое-то время.
Пока же в ожидании "широкомасштабного наступления" руководитель страны сообщил, что никто не сможет уйти от ответственности, кто бы он ни был - "представитель высшей власти, член ближайшего окружения или родственник президента, министр, депутат, глава районной администрации и т.д.".
Кстати, что касается родственников, независимая телекомпания "Рустави-2" подвергла ожесточенной атаке разоблачительного характера племянника президента бизнесмена Нугзара Шеварднадзе, скандально известного по причине произвола, чинимого им, как утверждается, в отношении качества бензина, цен на горючее и сделок с зарубежными партнерами. Сотрудники этой телекомпании заявили, что не дадут в обиду своих журналистов и не допустят их дискредитации. Эдуард Шеварднадзе, надо сказать, сам подчеркнул, что рассчитывает в борьбе с коррупцией на общественное мнение и при этом очень надеется на прессу и прежде всего на независимые средства массовой информации. "Это патриотический долг каждого", - сказал он. Кроме прессы, в союзники президент берет "каждого сознательного гражданина".
Тбилиси