ПРЕЗИДЕНТСКИЕ выборы на Украине позади, главный кадровый вопрос решен, теперь пошли оргвыводы рангом помельче. Поменять посла, министра, главу своей или областной администрации президенту нетрудно. Ситуация с Крымом намного сложнее.
На избрание главы Верховной Рады автономии президент Украины напрямую повлиять не может, кандидатуру председателя Совета министров республики он только согласовывает. Причем с истечением срока полномочий президента срок данного предыдущим главой государства согласия на назначение не истекает, а значит, в отличие от парламента Украины представительный орган автономии не должен заново утверждать премьера и соответственно весь состав правительства.
По всей видимости, это является пробелом в украинском законодательстве, поскольку в ходе выборов страсти изрядно накаляются. Доказательством тому служит судебное разбирательство, предстоящее 26 января 2000 года по иску премьер-министра республики Сергея Куницына к спикеру Леониду Грачу. Премьер остался недоволен выступлением спикера 7 ноября на праздничном митинге, где переживающий за свое кресло Грач в очередной раз заявил о происках криминальных сил, на этот раз причислив к ним и Куницына вместе с представителем президента Украины в Крыму Анатолием Корнейчуком.
Успешный для Куницына исход президентских выборов привел к значительному укреплению его позиций в Верховной Раде автономии. При голосовании в середине ноября на сессии по нормативно-правовому акту о вертикализации власти в Крыму, суть которого - в необходимости согласования всех назначений районного масштаба по линии исполнительной власти с местными Советами, Грача поддержали чуть более 50 депутатов из 100, хотя ранее он стабильно собирал конституционное большинство. Значительно окрепли оппозиционные спикеру фракции, насчитывающие в сумме порядка 40-45 депутатов. Пока еще спикер-коммунист контролирует ситуацию в парламенте, но уже далеко не столь уверенно, как ранее. Потому и сбивается на сомнительные обвинения, панически боясь повторения августа 1991 года, надолго отправившего его в небытие. Даже Леонид Кучма сжалился над спикером и, с учетом заслуг последнего в деле сдачи Петра Симоненко в ходе недавних выборов, публично, хотя и косвенно, призвал не трогать Грача.
Вместе с тем резко обострилась ситуация внутри коалиционного правительства. Будучи не удовлетворен работой своего заместителя Лентуна Безазиева, Сергей Куницын возложил обязанности первого заместителя на вице-премьера Вячеслава Юрова, хорошо зарекомендовавшего себя при строительстве газопровода Джанкой-Феодосия-Керчь, и передал ему кураторство над топливно-энергетическим комплексом. Тогда Безазиев провел пресс-конференцию и заявил, что Куницын для него больше не премьер. После чего начал игнорировать аппаратные совещания и даже заседания правительства. Демонстрируя самостоятельность, Безазиев сам себя назначил на год куратором строительства нового цеха ЗАО Крымавтогаз - филиала горьковского автозавода, занимающегося в Симферополе сборкой "Волг" и "Газелей", и поехал проводить туда совещание. Но данное закрытое акционерное общество, в отличие от газопровода, не является государственным объектом, и никакой необходимости для правительства закреплять за ним вице-премьера не существует. Объяснение оказалось достаточно простым - одним из главных подрядчиков строительства цеха Крымавтогаза, возглавляемого однопартийцем и коллегой Безазиева по депутатскому корпусу Анатолием Лазаревым, является безазиевская фирма (как говорят в правительстве, причина падения Безазиева - слишком активная работа на себя, в частности, у него очень серьезные интересы на бензозаправках).
Попытка придать делу политическую окраску не прошла - Юров, как и Безазиев, является членом компартии. Грач явным образом в данную историю пока не вмешивается, разве что однажды публично предложил Юрову прийти на заседание рескома партии и объясниться по поводу его идеологической направленности, а также произносимых им тостов.
Куницын направил в Верховную Раду представление на освобождение неуправляемого вице-премьера от занимаемой должности, но президиум ВР отказался включить вопрос в повестку дня начинающегося 15 декабря пленарного заседания сессии, ссылаясь на несвоевременность поступления соответствующих документов. Правда, сессия может принять и другое решение. Не исключено, что тупик в данном вопросе может привести к инициированию вопроса об отставке кого-то из первых лиц.
Наверное, сессия позитивно откликнется на ратификацию Союзного российско-белорусского договора и подписание протокола по вопросу строительства моста через Керченский пролив, но ничего сенсационного на ней не ожидается.