ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что заключение договора о создании Россией и Белоруссией союзного государства должно со временем привести, в частности, к введению института единого гражданства: "граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства". Неизвестно, правда, когда осуществится этот постулат, но его реализация способна породить в перспективе достаточно неожиданные коллизии. В частности, не исключено, что гражданами будущего союза могут стать несколько миллионов зарубежных армян.
Исторически сложилось так, что большая часть армянского народа проживает за пределами исторической родины. Зарубежная армянская диаспора особенно увеличилась в численном отношении после геноцида 1915 г. в Османской Турции. Свою роль в ее расширении сыграли и трагические события последнего времени: разрушительное землетрясение 1988 г., противостояние в Нагорном Карабахе, сопровождаемое жестокой транспортно-энергетической блокадой и экономическим кризисом. В результате в настоящее время в США, Франции, Канаде, странах Ближнего Востока и Латинской Америки проживает не менее 6 млн. армян. Это обстоятельство оказывает неоднозначное воздействие на общественно-политическую жизнь Армении. Принято считать, что состоятельная диаспора в трудные времена помогает соотечественникам и своей исторической родине в целом. В то же время ведущие круги армянского зарубежья хотели бы иметь действенные рычаги влияния на политику Еревана и с этой целью склоняют армянское руководство к введению института двойного гражданства. Прежнее руководство республики к данной идее относилось скептически, не без основания утверждая, что "руководить страной и формировать органы ее власти должны те, кто в ней живут". При этом процесс принятия национального гражданства для представителей диаспоры упрощен, а в экономических правах они приравнены к гражданам Армении. Тем не менее проблема остается и является столь актуальной, что президент Роберт Кочарян включил в свою предвыборную программу пункт с обещанием положительно решить этот вопрос.
С другой стороны, в Армении, как, впрочем, и в России, имеется немало сторонников вступления страны в российско-белорусский союз. Так, например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский не раз заявлял, что "после Белоруссии настанет черед Армении", а в Ереване существует организация под названием "Российско-армяно-белорусская инициатива", ряд представителей которой являются депутатами Национального собрания республики. Правда, Конституция Армении даже путем референдума запрещает принимать какие-либо решения, ведущие к утрате независимости. Однако поскольку речь идет о присоединении к союзу, участники которого де-юре сохраняют свою международную правосубъектность, нельзя исключать, что в конъюнктурный момент армянское руководство может актуализовать этот вопрос. И если представить, что закон о двойном гражданстве станет реальностью, а Армения одновременно последует примеру "славянских братьев", это будет означать, что новое союзное государство автоматически получит несколько миллионов полноправных граждан, проживающих за его пределами. Трудно предположить, как это обстоятельство скажется на различных, и в первую очередь политических, аспектах жизни создаваемого союза. Тем более что в пылу интеграционной эйфории прозвучали названия еще нескольких стран, якобы стремящихся в это объединение. Например, Таджикистана. Кстати, не менее половины этнических таджиков проживают в Афганистане. Создается впечатление, что стремление к интеграции любой ценой способно иметь некоторые достаточно неожиданные последствия.