СЕГОДНЯ "дружбу и партнерство" между Москвой и Киевом можно понять, лишь глубоко изучив модную среди философов теорию синергетики, которая утверждает, что путь к порядку лежит через хаос и беспорядок, а флуктуация есть то, что может привести к разрушению всей стройной системы межгосударственных российско-украинских отношений.
Когда четыре дня назад в Кремле Леонид Кучма беседовал с российским премьером, он и не мог предположить, что у Владимира Путина за пазухой лежит камень, предназначенный для "развала системы газоснабжения Украины". Если президент Леонид Кучма после двухчасового визита в Москву оптимистически сообщил своим гражданам, что Борис Ельцин согласился на реструктуризацию украинских долгов и что 500 млн. долларов за российский газ погашено за счет передачи стратегических бомбардировщиков РФ, то Владимир Путин, вернувшись в Белый дом, написал Леониду Кучме длинное письмо.
"Невзирая на неоднократные обращения, Украина продолжает нарушать международные соглашения и договоры на поставки и транзит газа, и только в ноябре незаконное изъятие (пользуясь терминологией Рема Вяхирева - "подворовывание газа") составило 2,5 млрд. кубометров", - сообщил российский премьер Леониду Кучме. Но главный грех Киева состоит даже не в этом, а в том, что "часть этого газа реэкспортируется в европейские страны. Так, за десять месяцев реэкспорт российского газа в Венгрию и Польшу составил 1,4 млрд. кубометров". Владимир Путин охарактеризовал "ситуацию, сложившуюся в связи с нарушением Украиной условий договоров и отсутствием платежей за российский газ", как "невыносимую". Долг только НАК "Нефтегаз Украины" составляет сегодня 1,1 млрд. долларов. "Не исключаю, что в первом квартале 2000 года будет развалена вся система газообеспечения Украины", - жестко предупредил российский премьер украинского президента.
В то время, когда Леонид Кучма в Париже и Вашингтоне получал от европейских и американских политиков и бизнесменов заверения в поддержке демократических реформ, с вице-президентом Альбертом Гором договорился о создании совместного механизма для проведения консультаций по вопросам обороны и убеждал Запад в том, что Украина может стать надежным стратегическим партнером США и Франции в Восточной Европе, Владимир Путин в Москве подписал правительственное постановление о повышении пошлины на сырую нефть с 7,5 до 15 евро за тонну.
В Киеве на письмо и повышение пошлины отреагировали мгновенно. Если президент Украины приказал "срочно принять меры и осуществить контроль" за исправлением безобразий чиновников, то глава Кабинета министров Валерий Пустовойтенко издал распоряжение о повышении ввозной пошлины на российские автомобили. По словам российского премьера, во время последних встреч с министром топлива и энергетики РФ Виктором Калюжным были достигнуты договоренности о снижении тарифов на транспортировку нефти через территорию Украины, и российская сторона согласилась в ответ снять вывозную пошлину на сырую нефть. Несмотря на то что Украина представила расчеты о снижении тарифов на транспортировку нефти, российская сторона повысила вывозную пошлину на сырую нефть. Первый вице-премьер правительства Украины Анатолий Кинах недвусмысленно предупредил Москву, что он "очень не хотел бы, чтобы эти события превратились в экономическую борьбу между Украиной и Россией". Киев сразу начал создавать "запас прочности". На 16-17 декабря запланирован визит украинской правительственной делегации в Ашхабад с целью договориться о поставках на Украину туркменской нефти. В то же время Киев предупредили - президент Туркмении Сапармурат Ниязов "настаивает на жестких и формализованных гарантиях расчетов за газ".
Проблема украинских долгов за российский газ возникла не сегодня, и "подворовывание" Украиной газа также имеет долгую историю. Однако нынешнее "энергетическое давление" на Киев вполне объяснимо и возникло не случайно. Немилосердие Владимира Путина к "украинским друзьям" совпало с антиамериканскими заявлениями Бориса Ельцина в Пекине. Но если президенту России позволено открыто критиковать создаваемый Вашингтоном однополюсный мир, то суровые экономические санкции и предупреждения российского премьера означают лишь одно: Киеву мягко напоминают о том, что откровенная прозападная ориентация Украины не соответствует интересам России и приведет к проблемам в российско-украинских межгосударственных отношениях.
И пока что апофеозом торговой войны следует считать вчерашнее заявление министра топлива и энергетики России. Он проинформировал, что с 10 декабря Россия полностью прекратила поставки российской нефти и электроэнергии на Украину в связи с тем, что Украина производит тот самый несанкционированный отбор российского газа из экспортного трубопровода. То есть отношения между двумя странами дошли до самой низкой за все время независимости точки.