Радикалы в Киеве против договора России и Белоруссии. Фото АП |
В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ СНГ стремление присоединиься к российско-белорусскому союзу главным образом выражают пророссийски-прокоммунистически настроенные политики. Ярким примером тому служит Украина. В то время, как президент Кучма обсуждал в Вашингтоне пути "укрепления взаимодействия с евроатлантическими структурами", оговорившись между делом, что-де пусть Россия и Белоруссия сами разбираются, а Украина уже сделала свой выбор, спикер Верховной Рады Александр Ткаченко назвал присоединение к Союзу лишь вопросом времени и отвел на это не более трех лет. Позитивно отнеслись к Договору и в Крыму. Спикер ВС автономии Леонид Грач выразил уверенность, что "в той или иной форме Украина найдет свое место в экономической интеграции с братскими государствами". Достаточно прагматично отнесся к Союзу молдавский президент Лучинский, который выразил заинтересованность в стабилизации экономической ситуации в России и Белоруссии, ведь как с той, так и с другой Молдавию связывают тесные отношения.
В отличие от своих коллег по СНГ, президент Грузии Шеварднадзе отказался давать комментарии по поводу новых форм взаимодействия России и Белоруссии, категорично заявив лишь, что Тбилиси не видит там для себя места. Более развернуто мнение Шеварднадзе выразила председатель парламентского Комитета по внешним связям Нино Бурджанадзе, которая уверена, что создание нового Союза отражает стремление реабилитировать СНГ. По ее мнению, Москва постарается подключить к Договору и другие страны Содружества, в рамках которого и без того "возникает немало вопросов правового характера". Похоже, только лидер коммунистов Пантелеймон Георгадзе усмотрел в Союзном государстве позитивные моменты.
Согласно заявлениям армянского руководства, вопрос о присоединении к Союзу пока не стоит в повестке дня. Однако, как заявил только что побывавший в Москве премьер Арам Саркисян, "Армения внимательно следит за всеми процессами, происходящими в России. Мы имеем с Россией много общего, однако российский и белорусский народы имеют значительно больше общих черт".
В принципе ни в одной из десяти стран Содружества ревностного отношения к дружбе Москвы и Минска не наблюдалось. Все они с уважением отнеслись "к свободному выбору народов России и Белоруссии" и не стали комментировать политическую борьбу сторонников и противников объединения в Москве и Минске. Глава МИД Казахстана Ерлан Идрисов заявил о положительном отношении Астаны к многоуровневой интеграции в рамках СНГ. Неудивительно, ведь именно казахстанский президент Назарбаев прослыл едва ли не главным "интегратором".