"ГАЗПРОМУ" надоело терять деньги на экспорте. По предварительным итогам 1999 г., поступления от поставок голубого топлива в дальнее зарубежье сократились на миллиард долларов. Связано это далеко не только с падением мировых цен на газ, но и со специфическими условиями транзита через некоторые страны ближнего зарубежья. Так, на днях член правления компании Юрий Комаров заявил о возможности сокращения доли экспорта российского газа через территорию Украины в ближайшие годы до 35-40% против нынешних 90%. Поводы к принятию такого решения копились не один год. Главный из них - транзитная политика Украины, выражающаяся в так называемом несанкционированном отъеме газа. Другими словами - в банальном воровстве российского голубого топлива.
Как заявил на днях Юрий Комаров, в ноябре на территории Украины осталось на 65% газа больше, чем это было обусловлено контрактами. Вместо 4,86 млрд. кубометров фактическое потребление составило 8,5 млрд. Парадокс же ситуации заключается в том, что "Газпром" фактически лишен возможности влиять на ситуацию: по российскому законодательству неучтенный экспорт газа, а именно так следует называть пропадающее на Украине сырье, облагается штрафными пошлинами в размере 200% его стоимости. В результате "Газпром" вынужден каждый год закрывать в своем экспортном балансе оставшийся на Украине и, конечно же, неоплаченный газ.
Все это серьезно сказывается не только на прибылях компании, но и на ее взаимоотношениях с другими потребителями газа. Достаточно вспомнить, к примеру, что около полутора лет назад из-за "особенностей" украинской политики "Газпром" прекратил транзит туркменского газа по системе своих трубопроводов в Европу через территорию этого государства. Кстати, по мнению экспертов газового рынка, во многом именно с этим связана состоявшаяся не так давно ратификация Туркменией договора о строительстве Транскаспийской газопроводной магистрали в Турцию, представляющего собой реализацию проамериканского проекта.
Кстати, по словам Юрия Комарова, в определенной степени позиция Украины повлияла и на осложнение отношений "Газпрома" с Анкарой, в результате чего Турция была вынуждена предпринять определенные политические шаги. Дело в том, что сейчас российский газ попадает на южное побережье Черного моря через территории Украины, Румынии и Болгарии. Получается, что Киев "несанкционированно отнимает" в том числе и турецкий газ.
Сейчас практически все новые транспортные проекты "Газпрома" направлены в обход территории Украины. Так, в октябре была введена в строй первая ветка трансконтинентального газопровода Ямал-Европа, проходящего по территории Белоруссии, Польши и, наконец, Германии. Правда, пока этот маршрут не может в полной мере конкурировать с украинской газотранспортной артерией. В ближайшее время объемы транспортировки по этой магистрали могут быть доведены до 14-30 млрд. кубометров газа. В то же время, как заявил на днях Юрий Комаров, "Газпром" всерьез рассматривает вариант строительства второй ветки трубопровода, которая позволит увеличить экспорт на этом направлении до 70 млрд. кубометров.
К этому следует добавить запланированный на 2001 г. запуск проекта "Голубой поток", который пройдет по дну Черного моря и будет ориентироваться на турецкий рынок. Кроме того, в среднесрочной перспективе компания намерена начать строительство газопровода по дну Балтийского моря в страны Северо-Западной Европы. Все это в итоге должно существенно сказаться как на увеличении экспортных прибылей "Газпрома", так и на сокращении транзитных поступлений в бюджет Украины.