ВОЗМОЖНО, 8 декабря войдет не только в историю двух стран, которые шли к этому шагу на протяжении трех последних лет, не только в историю СНГ (отмеченную не столько интеграционными процессами, сколько скандалами, демаршами и принципом "против кого будем дружить"), но и в историю "новой Европы". Россия и Белоруссия приступают к созданию Союзного государства, и у него есть все шансы по-своему разложить европейский пасьянс и значительно изменить геополитическую расстановку сил. По сути, Россия и Белоруссия решились на проведение беспрецедентного в истории эксперимента - и от того, насколько живучим и дееспособным будет новое государство, многое зависит и в Белоруссии, и в России, и в окружающем мире. Следующим шагом должно быть подписание Договора о Союзном государстве, который, по выражению Александра Лукашенко, ждут наши народы.
Инерция распада, заложенная в декабре 1991 года в Беловежье, преодолевается с трудом. Тем не менее подписанный вчера в Кремле Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии создает очень хорошие предпосылки для реальных интеграционных тенденций. Фото РИА "Новости" и ИТАР-ТАСС |
Несмотря на без преувеличения эпохальный момент, история иногда совершается весьма буднично: примерно за час до подписания Договора два президента встретились, чтобы поговорить с глазу на глаз, при этом Борис Ельцин во время рукопожатия (отметив в шутку "тяжелую и одновременно легкую руку" своего коллеги) многозначительно сказал: "Навеки!" По оценке президента России, документ проработан достаточно хорошо, так что "никакая мышка не проскочит". Затем состоялось заседание Высшего Совета Союза России и Белоруссии, на котором Борис Ельцин подчеркнул, что решение о создании Союзного государства "созрело объективно и обеспечивает продвижение обеих стран в русле мировых интеграционных тенденций". Президент России, словно отвечая на вопросы противников Договора на предшествующих вчерашнему событию дискуссиях (уже сегодня ясно, что они будут и дальше идти довольно бурно как в России и Белоруссии, так и за их пределами), подчеркнул, что объединение двух братских стран происходит "на добровольной и равноправной основе" и что одновременно с Договором о создании Союзного государства в Кремле будет подписана интеграционная программа, в которой прописаны механизмы и формы единого экономического пространства России и Белоруссии. Президент России подчеркнул, что российско-белорусский союз в новом качестве призван обеспечить максимально благоприятные условия для повышения жизненного уровня людей (как известно, это сегодня больной вопрос и для России, и для Белоруссии).
Этот же тезис - "для людей" - прозвучал и в выступлении президента Белоруссии Александра Лукашенко, отметившего, что уже сегодня граждане Союза пользуются равными правами в образовании, перемещении, трудоустройстве. По его мнению, для подписания Договора были созданы и экономические предпосылки - например, за два последних года торговый оборот между странами вырос на 150%. Александр Лукашенко подчеркнул, что новый этап в развитии российско-белорусских отношений позволит России и Белоруссии тесно сотрудничать в области безопасности и международной сфере и в качестве примера такого сотрудничества - единую позицию на недавнем саммите ОБСЕ в Стамбуле. Подчеркнув, что обе страны на пороге третьего тысячелетия делают важный исторический шаг в свое будущее, президент Белоруссии в то же время отметил, что формирование Союзного государства не будет простым делом и будет еще не раз служить "полем для критиков".
Александр Григорьевич как в воду глядел: уже 8 декабря на подписание важнейшего исторического документа весьма неоднозначно прореагировали политики, лидеры движений и в России, и в Белоруссии: в Минске прошел немногочисленный митинг представителей БНФ, на котором его устроители пытались говорить от имени всего белорусского народа, примерно в то же время активисты "Союза правых сил" проводили несанкционированный пикет у посольства Белоруссии в Москве против подписания союзного Договора, весьма неоднозначно оценили вчерашнее событие некоторые российские политики и лидеры ряда национальных республик, причем этот взгляд на развитие российско-белорусских отношений фактически раскалывает политическое единство политических блоков.
Противники Договора, по всей видимости, будут сопротивляться ему и дальше, но хотелось бы им в качестве прохладного душа привести слова президента РФ, сказанные на церемонии подписания. "В ХХI век наши страны вступают в новом качестве... Мы не преследуем никаких конъюнктурных политических соображений. Союзное государство создается на базе суверенитета и независимости стран-участниц и не направлено против кого бы то ни было, даже против Клинтона", - позволил себе пошутить президент России.
Церемония подписания документов президентами двух стран в Георгиевском зале Кремля и решительные рукопожатия Бориса Ельцина и Александра Лукашенко поставили уверенную точку в бурной предыстории подготовки и обсуждения Договора о создании Союзного государства. Не столь важно, что Договор, как о том не раз писала "НГ", несовершенен (а где вы видели классически совершенные документы? Разве что на папирусах...), не столь важно, продлил ли Борис Ельцин свои президентские полномочия, не столь важны и другие "сопутствующие" обстоятельства - важно, что в новом веке Россия как держава "продлила" свои полномочия и в Европе, и в рамках СНГ. Преодолевается инерция распада, заложенная почти ровно восемь лет назад в Беловежье.
РАТИФИКАЦИЯ Договора о создании Союзного государства Россией и Белоруссией состоится в понедельник, 13 декабря. Именно на этот день вчера было назначено внеочередное заседание Государственной Думы. Оно начнется в 11 часов утра и продлится, как предположил председатель нижней палаты Геннадий Селезнев, не более двух часов. Такой оптимистичный прогноз спикера, как представляется, вполне оправдан - противников у российско-белорусского союза на Охотном ряду практически не осталось. Даже фракция "ЯБЛОКО" теперь, похоже, готова от своей прежней жесткой позиции отступить.
Отметим, кстати, что понедельничное мероприятие, безусловно, станет хорошим предвыборным ходом. По некоторым сведениям, на решение вчерашнего Совета Госдумы, который определял дату внеочередного заседания, данный аспект повлиял довольно значительно. Дело в том, что, как сообразили в некоторых - прежде всего левых - фракциях, 13 декабря никаких особо важных событий в стране не будет, а потому внеочередное заседание Госдумы будет освещено в полном объеме.
Возможно, кстати, что именно по тем же - предвыборным - соображениям левые категорически отказались включать в повестку дня внеочередного заседания вопрос о ратификации Договора об СНВ-2, на чем вчера настаивали министр обороны Игорь Сергеев и секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, посетившие Совет нижней палаты. Формально большинство фракций - НДР, ЛДПР, "ЯБЛОКО" и "Российские регионы" - были за рассмотрение вопроса о ратификации СНВ-2 и, разумеется, за нее саму. И сначала они - в отсутствие спикера и представителя аграриев - постановили, что данный договор будет обсужден после российско-белорусского, но потом опомнились и решили, что необходимо еще одно совещание.
Оно состоится утром в понедельник, сразу же по окончании заседаний всех думских фракций и групп, и его результат станет прогнозом в отношении ратификации СНВ-2. Если Совет нижней палаты этот договор в повестку дня поставит, значит, голоса в его поддержку набираются. Впрочем, вчера лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил о том, что "ситуация в мире такова, что нет смысла этот договор сейчас рассматривать", а вице-спикер Сергей Бабурин назвал "преступной" попытку протащить ратификацию СНВ-2 "под шумок".
ПОДПИСАНИЕ союзного договора неожиданно вызвало довольно резкую реакцию со стороны ряда российских региональных лидеров. Президента Ингушетии Руслана Аушева обидело прежде всего то, что никто не поинтересовался мнением национальных меньшинств по поводу этого договора. Он считает, что его подписание, возможно, противоречит ряду положений Конституции. "У меня лично отрицательное отношение к этому союзу. И вообще складывается впечатление, что это новое государство создается под конкретные личности и преследует чисто политические цели", - заявил ингушский президент. Президент Башкирии Муртаза Рахимов назвал "несерьезным" договор о создании российско-белорусского государства: "Если мы хотим объединиться, то для этого совсем не обязательно подписывать договор и создавать новое государство".
Но наиболее жесткую позицию занял президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Он заявил, что в случае объединения России и Белоруссии его республика будет добиваться повышения собственного статуса. Шаймиев не стал уточнять, до какого именно уровня должно быть это повышение, однако тут вариант только один - создание суверенной республики. По сути, это означает изменение федеративного устройства государства и серьезные коррективы конституционного строя. Последнего, заметим, вовсе не предусматривает подписанный вчера в Кремле договор.
Ситуация получилась почти парадоксальная: очередной шаг в сторону интеграции стал поводом для взрыва сепаратистских настроений. Причем именно поводом, но не причиной: главы ряда национальных республик уже давно прямо или косвенно выражали свое недовольство той долей полномочий и тем объемом суверенитета, которыми наделены их регионы. В этом нет ничего удивительного - выражение этого недовольства действительно является довольно действенным инструментом для достижения собственных целей, при этом всерьез добиваться суверенитета вряд ли кто-нибудь намерен. Странно лишь то, что все эти резкие высказывания прозвучали только в день подписания договора, то есть тогда, когда изменить что-либо уже невозможно. Ведь и Шаймиев, и Аушев обладают достаточно серьезным влиянием для того, чтобы к их позиции прислушались еще на стадии обсуждения этого принципиально важного документа. Скорее всего, им не удалось бы добиться каких-либо серьезных изменений, однако тогда была бы автоматически снята по крайней мере одна из высказываемых региональными лидерами претензий, состоящая в том, что им неизвестен окончательный вариант договора. Который, заметим в скобках, доступен всем желающим.
Однако вчерашние заявления связаны, скорее всего, не с непосредственным стремлением ряда республик к большей самостоятельности, а с предвыборной ситуацией. Ведь все авторы наиболее резких заявлений являются членами "Отечества - Всей России", а этот блок в последнее время делает явную ставку на оппозиционность. Времена, когда лидеры регионов старались всячески демонстрировать свою лояльность действующей власти, прошли, и теперь они вынуждены подыгрывать тем, в ком видят победителей на предстоящих выборах, как парламентских, так и президентских. Не случайно Минтимер Шаймиев решил внести в свою жесткую критику договора и некую конструктивную нотку: "Я считаю, что этот договор должен приниматься при новом российском президенте и новом составе Госдумы. Тогда у нас появилось бы время на обработку текста договора, который будет не декларацией, а реально работающим".
Региональные лидеры, скорее всего, не преминут повторить свои заявления на предстоящем Совете Федерации, который будет посвящен ратификации договора. И в таком случае у лидера ОВР Юрия Лужкова появится шанс выступить в выигрышной роли миротворца, способного спасти единство страны. Однако если представить себе, что ОВР получит искомые цифры на выборах 19 декабря, то встает вопрос - а как именно собираются Юрий Лужков и Евгений Примаков расплачиваться с друзьями-сепаратистами Шаймиевым, Рахимовым и Аушевым? Не территориальной ли целостностью России?
В ТЕКСТЕ Договора о создании Союзного государства (СГ), состоящего из семи разделов, наиболее объемным является Раздел V - "Органы Союзного государства". Авторы документа сформулировали его таким образом, что пока противники Союза не могут утверждать, что заключение договора потребует немедленного внесения изменений в российскую Конституцию. Итак, согласно документу, подписанному вчера президентами Ельциным и Лукашенко, высшим органом СГ стал Высший государственный совет (ВГС), в который входят главы государств, правительств и парламентов. ВГС будет заниматься важнейшими вопросами развития СГ, образует в пределах своей компетенции органы СГ, включая органы управления отраслевого и функционального характера, будет утверждать бюджет, международные договоры, одобренные парламентом, а также заслушивать ежегодный отчет председателя Совмина о реализации принятых решений. Что касается председателя ВГС, то на основании ротации этот пост будет занимать один из глав государств-участников, "если государства-участники не договорились об ином".
Как представительный и законодательный орган учреждается парламент СГ, состоящий из Палаты Союза и Палаты представителей. В первую, работающую на постоянной основе, войдут депутации, делегируемые парламентами РФ и Белоруссии (по 36 человек). Во вторую - 75 российских депутатов и 28 белорусских. Они избираются на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. (До назначения выборов и эта палата формируется путем делегирования.) Парламент принимает основы законодательства и иные законы СГ, проект бюджета и заслушивает полугодовые отчеты о его исполнении, утверждает отчет Счетной палаты, ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени СГ.
Исполнительным органом СГ является Совет министров, в который входят председатель, госсекретарь, главы правительств и МИД, министры экономики и финансов, а также руководители отраслевых и функциональных органов управления СГ. Председатель Совмина - премьер РФ или Белоруссии - также на ротационной основе назначается ВГС. Совмин должен разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития СГ, вносить в ВГС предложения по формированию отраслевых и функциональных органов СГ и руководить их деятельностью, вносить в парламент проекты союзных законов и координировать процесс унификации законодательств.
Парламент по представлению Совмина назначает на шесть лет 11 членов Счетной палаты из граждан СГ. Однако в состав Счетной палаты не может входить больше 7 граждан одного государства-участника. Счетная палата контролирует исполнение доходных и расходных статей бюджета СГ по объему, структуре и целевому назначению, проверяет отчеты о доходах и расходах всех органов СГ.
Обеспечить единообразное толкование и применение договора и нормативно-правовых актов СГ призван Суд СГ, состоящий из 9 судей, назначаемых парламентом сроком на шесть лет. Судьи назначаются в личном качестве из граждан СГ, но в составе Суда не должно быть больше 6 граждан одного государства. Они сами избирают председателя и его заместителя, а ВГС лишь утверждает устав и регламент.