ЗАЯВЛЕННЫЕ на последнем саммите ОБСЕ обязательства РФ о завершении вывоза вооружений и вывода воинских подразделений из РМ следует трактовать как победу, а не поражение демократической России, считает представитель молдавского президента на переговорах с Тирасполем и ООН Ион Лешану. По его мнению, в данном случае Москва продемонстрировала приверженность общепринятым демократическим нормам, обязавшись вывести свои войска из Молдавии. Причем такой поворот вовсе не был неожиданным. Еще в 1994 г. на Будапештском саммите отмечалась решимость обеих сторон в вопросе вывода подразделений РФ из РМ. И в Лиссабоне в 1996 г. государства - участники ОБСЕ, в том числе и Россия, высказались за скорейший упорядоченный и полный вывод российского контингента из РМ. Для его сохранения, как признал в октябре на слушаниях в Госдуме министр обороны РФ Игорь Сергеев, не имеется правовых оснований.
Таким образом, озвученное в Стамбуле обязательство Москвы было логически предопределено ходом предшествовавших событий, констатировал Лешану. Не явилось оно откровением и для приднестровских властей. Тем не менее сегодня в Приднестровье проводятся явно инспирированные сверху акции протеста, и тамошние СМИ пугают население грядущим нашествием молдавской армии. Однако, предположил представитель президента РМ, впоследствии жители Левобережья осознают, что для них самих лучше не жить более на пороховой бочке, поблизости от взрывоопасных складов.
Не случится ли так, что в результате затеянных преобразований нынешние российско-молдавско-приднестровские миротворческие силы будут заменены миротворческим корпусом ОБСЕ, идея создания которого была запущена в турецкой столице Вашингтоном?
В своем комментарии для "НГ" глава миссии ОБСЕ в РМ Вильям Хилл отметил, что вопрос об образовании такого корпуса действительно затрагивался в стамбульских документах, однако конкретные планы пока не обсуждались. Мандат же самой миссии, исходя из решения саммита, предстоит расширить. В частности, для того, чтобы она могла практически участвовать в организации международного содействия намеченным процессам вывоза вооружений и вывода войск. Определить на месте параметры требующейся помощи поручено международной комиссии из представителей 12 стран. Однако на ее приезд сюда не дают своего согласия приднестровские власти, сообщил Вильям Хилл и выразил надежду на то, что позиция Тирасполя все-таки изменится.
Против решений Стамбульского саммита, принятых в отсутствие представителей Приднестровья, выступил президент непризнанной ПМР Игорь Смирнов. Как он напомнил, меморандумом 1997 г. оговаривалось обязательное участие приднестровской стороны в обсуждении внешнеполитических вопросов, затрагивающих ее интересы. До проведения соответствующих двусторонних консультаций с Россией Игорь Смирнов также запретил производить уничтожение боеприпасов и вооружений ОГРВ на приднестровской территории.
Кишинев