НАПОМНИМ, что 18 октября 1999 г. "НГ" уже писала об этом громком скандальном деле. Вкратце о сути конфликтной ситуации. Спор разгорелся между английской компанией "Ноубл Коул ЛТД" и казахстанским медеплавильным комбинатом "Джезказганцветмет" (ныне его правопреемником является корпорация "Казахмыс").
"Джезказганцветмет" (далее "Казахмыс") никогда не был убыточным предприятием. Более того, он является одним из флагманов казахстанской индустрии. Несколько лет назад руководство комбината было полностью сменено, и он был передан на правах управления южнокорейско-немецкой корпорации "Самсунг Дойчланд ГМБХ", которая взяла на себя обязательства погасить в течение месяца кредиторскую задолженность после аудиторской проверки, но не позднее 90 банковских дней после подписания договора.
Помимо этого, управляющая фирма обязалась обеспечить поставки предприятиям в соответствии с заключенными договорами до момента подписания контракта. Фирма "Ноубл Коул" заключила с корпорацией "Казахмыс" контракт на поставку 5000 тонн катодной меди, при этом была произведена предоплата на сумму 10 млн. долл. Но "Казахмыс" контракт сорвал. Английская же фирма вот уже в течение пяти лет не может ни получить свою продукцию, за которую уплачено сполна, ни вернуть деньги, причем сумма, согласно договору, выросла с 10 до 16 млн. долл.
Более того, Международный арбитражный суд в Париже обязал казахстанскую сторону удовлетворить иск в соответствии с международными правилами торговли. В противном случае этот конфликт впервые в истории Республики Казахстан может привести страну к дефолту по Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, к которой РК присоединилась 4 октября 1995 г.
Решение это не может быть обжаловано или изменено, и отсрочка его исполнения недопустима. Принудительное исполнение решения осуществляется в соответствии с вышеупомянутой конвенцией. Согласно процессуальным нормам РК, истец подал ходатайство о признании решения международного арбитража для его принудительного исполнения на территории Казахстана.
Суд состоялся 19 октября. Ответчик "Казахмыс", признавая решение арбитража, тем не менее подал встречное заявление с просьбой отсрочить исполнение со ссылкой на экономические и производственные трудности, что на языке юристов означает перенос данной проблемы из плоскости права в сферу экономической целесообразности. Такая постановка вопроса, по мнению адвоката истца, незаконна, так как "Казахмыс" просит отсрочки выплаты до 1 июля 2000 г. и рассрочки ее на пять лет без процентов. Можно подумать, что руководители "Казахмыса" имеют дело с благотворительной организацией, а не с деловым партнером, которому и без того уже был нанесен огромный вред как с финансовой, так и с моральной стороны.
Карагандинский областной суд (председатель - г-жа Сергазина), ознакомившись с материалами дела и выслушав представителей сторон, определил признать решение Международного арбитражного суда при Международной торговой палате в Париже от 15 марта 1999 г., обязать АООТ Корпорация "Казахмыс" уплатить компании "Ноубл Коул ЛТД" 16 488 974,84 долл. и разрешить принудительное исполнение с 1 июля 2000 г. по 1 июля 2005 г. равными долями ежемесячно.
Представитель истца направил жалобу в Верховный суд РК и еще в десяток организаций на то, что судья Сергазина вынесла полностью незаконное определение, предоставив "Казахмысу" по его ходатайству в нарушение Конвенции ООН 1958 г., Конвенции 1961 г. и национального законодательства РК годовую отсрочку начала исполнения решения арбитража и пятилетнюю отсрочку его исполнения. В ней, в частности, говорится, что в соответствии с законом об исполнительном производстве в подведомственность национальных судебных органов Казахстана на данной стадии судебного производства вообще не входит рассмотрение вопроса о предоставлении "Казахмысу" каких-либо отсрочек и рассрочек исполнения решений арбитража, поскольку это не входит в компетенцию Международного арбитражного суда, вынесшего решение. Получается, что Карагандинский суд произвольно присвоил себе функцию суда кассационной инстанции.
Вполне законно встает вопрос и в отношении самого срока отсрочки и рассрочки исполнения решения арбитража. Совершенно очевидно, что срок начала исполнения решения суда тесным образом связан с окончанием контракта "Самсунга" на управление "Казахмысом". Невольно возникает вопрос: почему рассрочка была установлена именно на шесть лет? Можно ли в последующем продлевать этот срок до бесконечности? В законодательстве не установлены также допустимые пределы отсрочки исполнения денежных обязательств, которые могут быть представлены судебными органами РК.
В этой связи компания "Ноубл" вынуждена была обратить внимание на то, что в соответствии с законом об исполнительном производстве РК отсрочка и рассрочка исполнения любого судебного решения, касающегося денежного обязательства, не могут превышать двух месяцев. Согласно законодательству о банкротстве РК, любая отсрочка и рассрочка возможны в пределах трехмесячного срока, поскольку в последующем компания-должник должна признаваться банкротом. Указанные положения законодательства Казахстана являются императивными и не могут изменяться судебными органами. А поскольку с момента вынесения решения арбитража прошло гораздо более указанного срока, судебные органы РК должны либо немедленно начать исполнять решение, либо приступить к судебной процедуре банкротства "Казахмыса", в рамках которой разрешается рассрочка исполнения любых обязательств.
Кстати, определение, вынесенное судебными органами Казахстана в пользу "Казахмыса", является не единичным. В связи с этим не может не возникнуть закономерный вопрос о неравнодушном отношении одной из ветвей государственной власти Казахстана к корпорации медеплавильной отрасли. Невольно напрашивается вывод, что защита интересов южнокорейско-немецкой компании "Самсунг" во многих властных структурах ведется отнюдь не бескорыстно. Для этого достаточно заглянуть в контракт на управление "Казахмысом", где предусмотрено замораживание долгов кредиторов, что ставит вышеназванный договор над национальным законодательством Казахстана и соответственно выше интересов страны.
Следует сказать еще и о том, что за пять лет судебные и прочие издержки со стороны "Ноубла" достигли порядка 900 тыс. долл. Но судья Сергазиева это не приняла даже к рассмотрению. Лояльность карагандинской Фемиды позволяет "Казахмысу" избежать применения к нему в соответствии со статьей 77 закона об исполнительном производстве исполнительной санкции в 10% от взысканной суммы, а также привлечения его к ответственности за неисполнение решения арбитража согласно соответствующей статье закона об исполнительном производстве.
В связи с вышеизложенным компания "Ноубл" обратилась в Верховный суд РК с просьбой отменить определение судьи Карагандинского областного суда Сергазиевой от 19.10.99 г. в части, устанавливающей отсрочку и рассрочку исполнения решения Международного арбитражного суда при Международной торговой палате в Париже от 15 марта 1999 г., и возместить расходы по оплате судебных издержек. Через некоторое время за подписью и.о. начальника управления Генеральной прокуратуры РК г-на Ташимбетова был получен ответ, в котором, в частности, говорилось о привлечении судьи Карагандинского областного суда Сергазиевой Р.Р. к дисциплинарной ответственности. Только-то и всего.
Как уже упоминалось ранее, на суде представители "Казахмыса" просили отсрочить выплату долга "Ноублу" в связи с трудным экономическим и производственным положением, складывающимся на предприятии. Однако это ничуть не мешает отгружать десятки и сотни тысяч тонн меди по адресам, которые указывает "Самсунг". А в это время свыше двух тысяч кредиторов стоят в ожидании, когда же, наконец, "Казахмыс" соизволит расплатиться с долгами. Судя по тем документам, которыми располагает редакция, это произойдет еще не скоро.
Известно о намерении "Казахмыса" в обмен на управление госпакетом акций предоставить правительству Казахстана крупный заем, что подтверждает финансовую состоятельность корпорации.
Напомним, что южнокорейско-немецкая компания "Самсунг" владеет 40% акций "Казахмыса", госпакет составляет 35%, у трудового коллектива - 30%, у инвестиционных фондов - 5% акций предприятия. О том, что предприятие на подъеме, говорит хотя бы тот факт, что в нынешнем году планируется произвести 350-360 тыс. тонн рафинированной меди против 324 тыс. тонн в минувшем году. А в 2000 г. за счет производства медеплавильного завода - уже 400 тыс. тонн.
Чаша весов казахстанской Фемиды давно перевешивает в одну сторону - в сторону бесчестья, стяжательства и угодничества. Но в сегодняшнем цивилизованном мире с подобной средневековой философией далеко не уйдешь. И в ближайшее время это почувствуют на собственной шкуре те руководители и предприниматели, которые не держат свое слово. В данном случае не выполняют условия контракта. А долги тем не менее нужно возвращать.