ПОСЛЕДНИЕ заявления официального Тбилиси и Баку показали, что президенты Грузии и Азербайджана находятся в полной растерянности. Не добившись ничего существенного от Запада, Шеварднадзе и Алиев успели испортить свои отношения с Россией. Москва уже считает нынешние режимы в Грузии и Азербайджане антироссийскими и не испытывает в отношении президентов этих стран никакого доверия.
Если президент Азербайджана Гейдар Алиев сделал хоть какие-то шаги навстречу России, поддержав ее действия в Чечне, то упрямство его грузинского коллеги Шеварднадзе в чеченском вопросе приведет лишь к дальнейшим осложнениям в отношениях между Москвой и Тбилиси. Обилие информации об использовании грузинской территории для поставки наемников и оружия в Чечню, о лечении чеченских боевиков в госпиталях Грузии делает перспективы российско-грузинских отношений все мрачнее. В Москве хорошо помнят и заявление Шеварднадзе о том, что "если он вновь будет избран президентом, то Грузия еще сильнее будет стучаться в двери НАТО и к 2005 г. его страна обязательно станет членом этого военного блока".
Однако американская политика двойного стандарта в отношении закавказских республик показала, что главная цель Вашингтона - не помочь новым независимым республикам региона в становлении их государственности и в экономическом возрождении, а вытеснить Россию из Закавказья и стратегически важного транспортного коридора Центральная Азия-Кавказ-Европа. Грузия и Азербайджан надеялись, что, став членами НАТО, они смогут с помощью Североатлантического альянса решить абхазскую, южноосетинскую и карабахскую проблемы в свою пользу. Но после Косово стало ясно, что военнослужащие НАТО не намерены воевать в Абхазии и Карабахе за грузин и азербайджанцев.
В весьма сложном положении оказался Гейдар Алиев. США предложили унизительный для Баку план карабахского урегулирования, который предусматривает создание "общего государства" Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Конечно, в Азербайджане, кроме Алиева, никто этот план не поддержал. А лидер оппозиции, экс-президент республики Абульфаз Эльчибей пригрозил, что в случае подписания унизительного для Азербайджана мирного договора с Арменией его сторонники начнут гражданскую войну. В знак протеста против чрезмерной уступчивости Алиева в карабахском вопросе демонстративно подали в отставку его ближайшие соратники.
После Стамбульского саммита ОБСЕ Алиев вынужден был искать поддержку у России и Ирана. Он подписывает указ о помиловании четырех лидеров Исламской партии Азербайджана, осужденных на длительные сроки за шпионаж в пользу Ирана. Затем министр иностранных дел республики Вилайет Гулиев с послом Ирана в Азербайджане Али Реза Бигдели в экстренном порядке подписывают протокол о ратификации договора "О взаимной выдаче преступников с последующим отбыванием срока наказания на родине". Кроме того, Гулиев заявил, что рассматривается вопрос о возможности отмены визового режима между Ираном и Азербайджаном.
Подписав протокол о ратификации договора о выдаче преступников, Баку надеялся на выдачу иранской стороной обвиняемого в участии в антиправительственном мятеже в марте 1995 г. Махира Джавадова. Поэтому через два дня после подписания вышеупомянутого протокола генеральный прокурор Азербайджана Эльдар Гасанов заявил, что "Иран обязан выдать Азербайджану государственного преступника Махира Джавадова", так как, по его словам, "вступило в силу азербайджанско-иранское соглашение о взаимной выдаче осужденных для дальнейшего отбывания наказания на родине, а также лиц, находящихся в розыске".
Сегодня Алиев пытается наладить отношения и с Москвой. Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев прибыл в Москву для встречи со своим российским коллегой. Азербайджанский министр вновь подтвердил позицию Баку в поддержке действий России в Чечне. Абиев заявил, что "Азербайджан усилит охрану границы с Россией, чтобы предотвратить ее пересечение чеченскими боевиками".
Повышенное внимание руководства Азербайджана отношениям с Россией и Ираном, во-первых, связано с тем, что в этих странах скрываются многочисленные азербайджанские оппозиционеры. Как в России, так и в Иране представители азербайджанской оппозиции, выступающей против прозападной политики Гейдара Алиева, чувствуют себя достаточно свободно. Поэтому Алиев смотрит на Россию и Иран с определенным опасением, боясь, что поддерживаемые Москвой и Тегераном оппозиционеры рано или поздно могут свергнуть его режим.
Во-вторых, после Стамбульского саммита, когда президенты Грузии и Азербайджана под патронажем президента США подписали ряд соглашений, предусматривающих дальнейшее вытеснение России из Закавказья, Москва начала уделять больше внимание военному присутствию России в Армении. Через пять дней после саммита министр обороны РФ Игорь Сергеев, принимая в Москве своего армянского коллегу Вагаршака Арутюняна, заявил, что "Россия намерена продолжить развитие сотрудничества с Арменией в военной и военно-технической области". Как известно, Азербайджан и Грузия игнорируют Договор о коллективной безопасности СНГ. В конце августа 1997 г. между Арменией и Россией подписано соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривает оказание Россией военной помощи Армении в случае войны.
В-третьих, население как Грузии, так и Азербайджана желает иметь тесные связи с Россией. Поэтому недавнее заявление премьер-министра России Владимира Путина о необходимости введения визового режима в отношении Грузии и Азербайджана вызвало сильный переполох в Тбилиси и Баку. Закрытие границ с Россией чревато социальными взрывами в Азербайджане и Грузии, поскольку более половины населения обеих стран зарабатывают себе на жизнь именно в России.
И самое последнее: по-прежнему реальную возможность решить этнические конфликты в Закавказье имеет только Россия. Как уже отмечалось, США дали понять, что они не будут помогать Азербайджану в карабахской войне и ему придется создать общее государство с Нагорным Карабахом, причем на равных условиях, чего никак не может принять Баку. Кроме того, Вашингтон, несмотря на подписанные американскими нефтяными компаниями многочисленные контракты с Баку, продолжает сохранять запрет на оказание финансовой помощи Азербайджану.
В минувшую пятницу МИД Азербайджана выразил недовольство решением конгресса США, отказавшего Баку в оказании финансовой помощи в 2000 финансовом году. В заявлении МИДа республики говорится, что, отказывая Азербайджану в финансовой помощи, конгресс США в то же время принял решение об увеличении финансовой помощи Армении - до 87,5 млн. долл. в следующем году. В заявлении подчеркивается, что "данная ситуация ставит под серьезное сомнение беспристрастность США в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, так как США фактически идут на поводу у одной из конфликтующих сторон и игнорируют возражения другой".
Теперь, когда надежды на США не оправдались, Баку придется снова повернуться лицом к России и заручиться ее поддержкой в урегулировании карабахского конфликта, причем Азербайджан будет вынужден согласиться с любыми предложениями России. В любом случае они будут более приемлемыми для Баку, чем американские, предусматривающие фактическое признание независимости Нагорного Карабаха. Кроме того, у России тоже существует проблема сохранения своей территориальной целостности, и Азербайджан, поддерживая ее в чеченском вопросе, вправе ожидать помощи Москвы в разрешении карабахского конфликта. Сейчас только от Москвы зависит не только разрешение конфликтов в Закавказье, но и судьба режимов Шеварднадзе и Алиева.
Кажется, это понимает и грузинский президент Эдуард Шеварднадзе, который в понедельник заявил, что, "возможно, через 5-6 лет Грузия, окрепнув в экономическом и в военном отношениях, могла бы провозгласить нейтралитет, как это сделала Туркмения". Таким образом, он практически дезавуировал свое заявление о том, что "Грузия к 2005 г. обязательно станет членом НАТО". На следующий день сын президента Азербайджана, 1-й вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Ильхам Алиев, сообщил, что "Азербайджан не рассматривал вопрос о привлечении сил НАТО к охране трубопровода Баку-Джейхан". (Напомним, что два года назад в Брюсселе он утверждал обратное.) Интересно, что накануне Баку посетил госминистр Грузии Важа Лордкипанидзе. Это свидетельствует о том, что внешнеполитический курс Азербайджана и внешнеполитический курс Грузии ведутся согласованно.