ПРАВИТЕЛЬСТВО Туркмении подтвердило, что социальная защита населения для него важнее тактической конъюнктуры. Заявив на днях об отказе от кредита Европейского банка реконструкции и развития в 50 млн. долл., Ашхабад, безусловно, рисковал благорасположением авторитетного финансового института, с которым у республики завязалось довольно конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество. Так, при участии ЕБРР успешно реализуются совместные проекты по реконструкции морского порта Туркменбаши (кредит банка составил 30 млн. долл.) и поддержке малого и среднего бизнеса (35 млн. долл.).
У нового проекта на реконструкцию крупнейшей автомагистрали республики Ашхабад-Мары, под который банк предоставлял 50 млн. долл., вначале, казалось, тоже были вполне ясные перспективы. Правительство даже провело тендер среди строительных компаний и определило подрядчиков. Однако в последний момент Ашхабад обнародовал решение кабинета министров о намерении "начать строительство шоссе самостоятельно или при содействии других партнеров".
По сведениям из компетентных источников, причиной отказа стало выдвинутое банком условие предоставления кредита только в случае принятия правительством Туркмении документа о повышении цен на бензин. Ашхабад с пониманием отнесся к обычной, в общем-то, европейской практике, но попросил учесть особенности Туркмении, где приоритетом является социальная поддержка малоимущих слоев населения. В качестве примера приводилась такая далеко не рыночная мера, как бесплатное обеспечение населения электроэнергией, газом и водой, действующая в стране уже пятый год. По некоторым данным, правительство давало твердые гарантии, что кредит будет погашен из других источников. Тем не менее банк в лице проводившего переговоры в Ашхабаде своего представителя г-на Когучи проявил жесткость, и это стало причиной срыва двустороннего соглашения по займу.
Сегодня в Туркмении бензин населению реализуется по 7-8 центов за литр, тогда как в других странах СНГ этот показатель в 3-5 раз выше. Если исходить из средней зарплаты и пенсии, то становится очевидным, что повышение цены на бензин могло весьма больно ударить по бюджету малообеспеченной части населения. Верный своей политике во всех экономических вопросах учитывать прежде всего социальный фактор, президент Туркмении Сапармурат Ниязов и на этот раз проявил принципиальность. Напомним, кстати, что Туркменистан остается единственной страной в Содружестве, которая не пользуется услугами Международного валютного фонда, принимая от него помощь только в виде консультаций. На первом этапе независимого развития такая позиция Ашхабада вызывала у МВФ не только недоумение, но и в определенной степени раздражение. В то же время фонд не отказался от взаимодействия с Туркменией и даже неоднократно выдавал положительные характеристики проводимым в республике реформам.
На переговорах с ЕБРР было заявлено, что "Туркменистан с готовностью сотрудничает с зарубежными партнерами и кредиторами, предоставляющими взаимовыгодные условия для реализации инфраструктурных проектов в стране, однако всякое навязывание условий, тем более ущемляющих интересы населения, будет решительно отвергаться". По мнению туркменской стороны, страна обладает "достаточными ресурсами для осуществления строительства современной автомагистрали Ашхабад-Мары, как и ряда других важнейших проектов".
В конце минувшей недели ашхабадское представительство ЕБРР сообщило журналистам, что отказ от кредита не отразится на развитии двусторонних отношений, в том числе на реализации других совместных проектов.
Ашхабад