Александр Павловский. |
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, есть ли, на ваш взгляд, смысл создавать Союзное государство, если до конца не урегулированы таможенные вопросы между Беларусью и Россией?
- На мой взгляд, вопрос сформулирован несколько некорректно. Ведь уже существует де-факто и де-юре Союз Беларуси и России. Исполком Союза одной из своих важнейших задач считает работу по сближению законодательства обеих стран. Этот процесс идет, может быть, не так быстро, как хотелось бы. Но подход к регулированию таможенных вопросов у нас и у россиян будет единым. Это просто вопрос времени. И увязывать чисто технический вопрос унификации законодательства с огромной важности политической проблемой не стоит.
Кроме того, создание Союзного государства не означает полного слияния. Национальные интересы Беларуси могут диктовать некоторые отличия в формулировках тех или иных законодательных актов. При сохранении общих взглядов по принципиальным вопросам. Многие страны, имеющие федеративное и конфедеративное устройство, поступают именно таким образом.
А смысл создавать Союзное государство, безусловно, есть. Вместе мы сильнее - этот лозунг нисколько не устарел. Он как никогда актуален и сегодня. Сообща полнее можно использовать интеллектуальный потенциал наших народов, возможности промышленности, сельского хозяйства.
Трудно переоценить и те преимущества, которые даст появление на международной арене нового геополитического образования. В глазах мирового сообщества авторитет Беларуси, входящей в Союзное государство, только возрастет. А таможенные вопросы уже решаются и будут решаться дальше.
- На какой законодательной основе строятся взаимоотношения между пограничными службами Беларуси и России?
- Сотрудничество пограничных ведомств наших стран базируется на добротной договорно-правовой базе. Ее основа была заложена еще в 1994 году в Меморандуме о сотрудничестве в охране государственных границ Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Год спустя (в феврале 1995-го) был подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Беларусь. В сентябре того же года начало действовать Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о финансировании обустройства и оборудования государственной границы Республики Беларусь с Латвийской Республикой и Литовской Республикой.
После создания Союза Беларуси и России законодательная основа нашего сотрудничества получила дальнейшее развитие. В апреле 1997 года было принято решение Высшего Совета Союза Беларуси и России о создании Пограничного комитета Союза Беларуси и России. Основными задачами комитета стали разработка согласованной пограничной политики, обеспечение формирования нормативно-правовой базы Союза по пограничным вопросам, разработка и реализация совместных программ Союза по пограничным вопросам и ряд других.
Новый толчок к развитию и углублению сотрудничества с нашими российскими коллегами дала утвержденная в 1998 году Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России, а также принятые уже весной нынешнего года Концепция безопасности Союза Беларуси и России и Концепция пограничной политики Союза Беларуси и России.
Всего на сегодняшний день действует около двух десятков межгосударственных, межправительственных и межведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения между пограничниками Беларуси и России.
- Каков вклад России в обустройство общей границы и строительство пунктов пропуска через границу?
- Сотрудничество Беларуси и России по вопросам обустройства и оборудования границы с Латвией и Литвой осуществляется с 1996 года на основании Договора о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года и Соглашения между правительствами Беларуси и России от 21 сентября 1995 года.
Поначалу финансирование осуществлялось белорусским и российским Министерствами финансов непосредственно через Государственный комитет пограничных войск. После образования Союза Беларуси и России в соответствии с решением Высшего Совета порядок финансирования программы изменился и стал осуществляться через Исполком Союза. Изменение порядка финансирования в целом привело к улучшению процесса поступления денежных средств.
Всего совместными усилиями построено девять объектов различного назначения, в стадии завершения находятся еще пять объектов. При финансовом участии российской стороны возведены здание пограничной комендатуры в поселке Опса Брасловского района, комплексы сооружений пограничных постов в населенных пунктах Крейванцы, Друя и Плюссы, питомник служебных собак в Сморгони, два шестиквартирных жилых дома с комплексом инженерных коммуникаций в городе Верхнедвинск┘
Вместе с тем Республика Беларусь продолжает и самостоятельно укреплять свои границы с Украиной и Польшей, а также за счет республиканского бюджета проводит демаркационные работы со странами Прибалтики.
К сожалению, приходится признать, что сделано далеко не все из того, что было возможно. Например, не по вине белорусской стороны неоправданно затягивается реконструкция пункта пропуска "Каменный Лог", ряд других совместно финансируемых объектов. Но мы надеемся, что этот вопрос будет в ближайшем будущем решен положительно.
- Какими должны стать контакты между погранслужбами России и Беларуси после создания Союзного государства?
- У Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь и Федеральной пограничной службы Российской Федерации уже сейчас сложились прекрасные деловые, служебные отношения. Более того - у нас прекрасные личные отношения как на самом высоком, так и на низовом уровне. Не вижу причины, по которой эти отношения должны стать менее теплыми после образования Союзного государства. Пограничный комитет Союза Беларуси и России только создан и уже дал позитивный результат. Сейчас нужно сотрудничество в его рамках развивать и дальше. Перспективы хорошие.
- Как вы в целом оцениваете проект Договора и что, на ваш взгляд, в этом документе следовало бы изменить, дополнить?
- Считаю, что проект вписывается в систему развивающихся интеграционных процессов, набирающих силу на территории не только двух наших братских государств, но и других стран СНГ. Вспомните, ведь еще в девяносто первом году народ высказался за сохранение Союза. И хотя ситуация с тех пор заметно изменилась, сторонников интеграции меньше не стало.
Предлагаемый к подписанию проект Договора - это еще один шаг на пути нашего единения. Да, он не избавлен от определенных недостатков. Но в целом я оцениваю его позитивно. На мой взгляд, в этом документе следовало бы более четко прописать те моменты, где интересы двух (или более - после возможного присоединения к Договору других государств) составных частей Союза не совпадают. Например, действующее законодательство Беларуси запрещает использование наших граждан в горячих точках за пределами республики. Эту позицию следовало бы сохранить. Одно дело - участие в защите Отечества от внешней угрозы, другое - решение внутренних конфликтных ситуаций, как, например, сейчас в Чечне. Закрепление права Беларуси не рисковать жизнями своих солдат вдали от Родины выбило бы почву из-под ног у многих противников интеграции.
Важно было бы также сразу детально оговорить предел полномочий Союзных органов власти как законодательных, так и исполнительных. Это вопрос очень деликатный, и урегулировать его к обоюдному согласию, с учетом взаимных интересов до подписания Договора, просто необходимо.
Минск