В КОНЦЕ прошлой недели Москву практически одновременно посетили министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян и глава оборонного ведомства Азербайджана Сафар Абиев. Ожидалось, что между генералами противоборствующих сторон состоится встреча, подобная тем, которые происходят между президентами двух стран. Этого, однако, не случилось. Азербайджанская делегация предпочла уклониться от рандеву, поскольку в Москве вновь был поднят болезненный вопрос о так называемых "незаконных поставках российских вооружений и техники в Армению". К этой проблеме, которую Ереван считает совершенно надуманной, Баку обращается достаточно часто. Официальные круги Азербайджана, включая президента Гейдара Алиева, периодически утверждают, что в период активных боевых действий на карабахском фронте, а также уже после заключения в мае 1994 г. перемирия Россия "незаконно" поставила Армении вооружений и военной техники на сумму от одного до 3,5 миллиарда долларов. В определенный момент азербайджанская версия была подхвачена генералом Львом Рохлиным, начавшим в этой связи парламентское расследование. По мнению некоторых независимых экспертов, активность Льва Рохлина объяснялась в первую очередь соображениями внутриполитической конъюнктуры и была вызвана стремлением дискредитировать бывшего министра обороны РФ Павла Грачева.
Начавшееся расследование ни к каким конкретным результатам не привело, что неудивительно. В принципе ни Москва, ни Ереван не отрицают, что Россия, будучи стратегическим партнером Армении и имея на территории последней военную базу, а также пограничную группу "Армения", действительно направляет сюда определенное количество техники и вооружений. Так, например, нынешней осенью дислоцированные под Ереваном российские военно-воздушные подразделения были модернизированы: на боевое дежурство заступили несколько новых истребителей МиГ-29. Российские военные в Армении обладают также знаменитым ракетно-зенитным комплексом С-300. Совершенствование вооружений российской 102-й базы происходит в соответствии с двусторонним межправительственным договором и, как настойчиво подчеркивают его участники, "не направлено против какой-либо третьей стороны". Для Москвы военное присутствие в Армении весьма актуально из-за необходимости охраны южных, в особенности воздушных, рубежей СНГ. Кстати, дискуссия о том, следует ли России оставаться в этом регионе, прекратились сразу после начала войны в Заливе: массированное наращивание натовских сил в районе, расположенном по соседству с Южным Кавказом, сделало спор бессмысленным. В свою очередь Ереван рассматривает военно-стратегический союз с Москвой в качестве важной составляющей системы национальной безопасности и сохранения независимой государственности. Не исключено, что именно наличие в Армении российской базы и пограничников в значительной степени ограничивает все последние годы стремление Анкары усилить давление на Ереван и продиктовать армянской стороне модус поведения в процессе карабахского урегулирования.
Все эти обстоятельства заставляют предположить, что периодические протесты Азербайджана вряд ли подействуют на стремление России и Армении развивать и укреплять ставшее уже традиционным военное сотрудничество. Тем более что Баку не только категорически против размещения на своей территории российских подразделений (этот вопрос, кажется, уже вообще не ставится), но и не скрывает стремления стать со временем членом НАТО. Развитие контактов Азербайджана с альянсом нарастает, особенно благодаря тесным связям с Турцией. Однако в последнее время азербайджанская сторона нашла действенный козырь для переговоров с Москвой. В ходе визита Сафара Абиева России было предложено подписать межгосударственный договор об эксплуатации Габалинской РЛС - станции раннего оповещения о ракетном нападении. Таким образом, налицо элементарный торг: Баку "меняет" РЛС на российскую помощь Армении.