КОГДА закончилось открытое грузино-абхазское вооруженное противостояние, для координации посреднических усилий по урегулированию конфликта и содействия переговорам ООН направила в зону конфликта свою миссию. Завтра в Сухуми должен приехать новый личный представитель генерального секретаря ООН по урегулированию конфликта немец Дитер Боден, сменивший в этой должности румына Ливиу Боту, который в принципе вполне лояльно относился к позиции абхазской стороны. Пока трудно предсказывать, насколько смена руководителя миссии повлияет на ход переговорного процесса, однако в Тбилиси этот факт расценивают как "признак дальнейшей активизации ООН". "ООН действительно собирается выполнить свою роль в деле урегулирования, и Дитер Боден - лучшая кандидатура в этом отношении", - уверен Эдуард Шеварднадзе. Вместе с тем очевидные успехи грузинской делегации на недавнем саммите ОБСЕ позволяют Тбилиси надеяться на поддержку Запада.
Согласно совместному заявлению, подписанному 17 ноября в Стамбуле, Россия в рамках
выполнения адаптированного ДОВСЕ обязалась до 1 июля 2001 г. вывести свою базу из Гудауты. Контроль за этим процессом должны осуществлять эксперты ОБСЕ. В Тбилиси утверждают, что "функции тылового обеспечения миротворцев в Абхазии, выполняемые гудаутской базой, могут осуществляться из Зугдидского района Грузии". Как заявил Интерфаксу глава абхазского оборонного ведомства Владимир Миканба, сейчас "военной базы в Гудауте фактически не существует" - туда не прибывают ни военные, ни военно-транспортные самолеты. Однако, поскольку база действительно обслуживает войска КСПМ, после вывода может встать вопрос и о выводе российских миротворцев из Абхазии.
При этом очевидно, что ни итоги саммита вообще, ни решение о выводе гудаутской базы в частности не окажут существенного влияния на процесс грузино-абхазского урегулирования. Если российская база будет ликвидирована, над ней установит контроль Сухуми путем размещения там базы абхазских ВВС, подобно тому как это произошло после заявлений о выводе российских пограничников с внешних рубежей Грузии. Тогда, напомним, абхазы взяли под контроль свой участок границы. Правда, по данным абхазских источников, как раз во время стамбульского саммита ситуация на границах - морских и сухопутных - резко обострилась, опасались, видимо, что сепаратисты переплывут море и дестабилизируют ситуацию в Турции. Кстати, и по сей день обстановка на КПП Псоу оставляет желать для Сухуми лучшего. В принципе путинское решение о снятии ограничений выполняется, но досмотр мужчин, пересекающих границу, очень строгий. Пока не завершены и российско-грузинские переговоры о визовом режиме, инициатива введения которого также принадлежит российскому премьеру. В Тбилиси полагают, что он может не в последнюю очередь распространиться на жителей Абхазии, а также на беженцев из Абхазии, живущих в России, и на российских военных и членов их семей, находящихся в Грузии.
Между тем наступающая зима диктует свои условия. Недавно в ходе встречи представителей Тбилиси и Сухуми на грузино-абхазской границе было решено откорректировать график использования энергоресурсов водохранилища Ингури-ГЭС. По данным ИТАР-ТАСС, это обеспечит поддержание энергетической мощности каскада в пределах 300 мегаватт, что вполне достаточно для энергоснабжения Абхазии в предстоящий осенне-зимний период. Сторонам удалось также согласовать вопрос переброски материалов и запчастей для Ингури-ГЭС из России через Абхазию. В противном случае без света остались бы как Абхазия, так и Западная Грузия.