РОССИЯ и Белоруссия, как и западноевропейские страны, уже имеют свою систему долгосрочного стратегического планирования интеграционных процессов, в рамках которой Минск и Москва сейчас обсуждают и готовят к подписанию договор о создании единого Союзного государства. Новая внешняя угроза, возникшая из-за агрессии НАТО в Югославии, двойные стандарты Запада в сфере контроля за стратегическими вооружениями, в защите прав человека и в борьбе за рынки сбыта, а также информационные войны, развязанные за рубежом против Александра Лукашенко и Бориса Ельцина, еще раз наглядно подтверждают необходимость дальнейшего сближения Белоруссии и России. Волю народов к объединению двух стран реализует их политическая элита, и чтобы лучше понять механизм этих интеграционных процессов, следует знать, как ведущие государственные и общественные деятели России влияют на белорусскую политику и, наоборот, каково воздействие лидеров Минска на события в Москве.
С белорусской стороны главным "локомотивом интеграции" является президент Александр Лукашенко. По своей популярности среди россиян он далеко опережает других наиболее уважаемых в народе лидеров ближнего и дальнего зарубежья - президентов Казахстана и США Нурсултана Назарбаева и Билла Клинтона. Результаты многочисленных опросов показывают, что Александра Лукашенко желают видеть президентом России от 3 до 12% избирателей. Такой существенный разброс в социологических исследованиях можно объяснить тем, что рейтинг белорусского лидера заметно повышается после его интеграционных инициатив и, наоборот, в период выборов близкие по взглядам к Александру Лукашенко российские политики оттягивают на себя его потенциальный электорат.
Значительно сложнее определить лидеров интеграции со стороны России. Здесь на интеграционном поле действуют много политических игроков, и только специалисты могут точно оценить влияние российских государственных и общественных деятелей на белорусскую политику. На этот вопрос с декабря 1998 г. ежемесячно отвечают руководители центральных средств массовой информации и исследовательских центров, а также известные политические обозреватели и политологи Белоруссии, участвующие в проводимом "Независимой газетой" в Минске исследовании "50 политиков". Для оценки меры влиятельности используется 10-балльная шкала, где "10" означает максимальную, а "1" - минимальную степень воздействия.
Если российский деятель, по мнению экспертов, вообще не сыграл никакой роли в белорусской политике, то ему выставлялась нулевая оценка. Предварительный список лидеров интеграции был составлен на основе российских политических рейтингов. Затем эксперты вносили в анкету свои дополнения, а политики, получавшие два месяца подряд средние оценки 0,5 балла и ниже, из нее исключались. В первом опросе подводились общие итоги 1998 г., а далее для большей наглядности ежемесячные оценки суммировались в средние данные за квартал (см. таблицу).
С апреля по сентябрь 1999 г., по мнению экспертов, наибольшее влияние на белорусскую политику оказал президент России Борис Ельцин. Как высшее должностное лицо, он представляет страну на международной арене, и другим политикам сложно конкурировать в сфере интеграции с главой государства. Кроме того, все последние отставки в правительстве, администрации президента и исполкоме СНГ существенно ослабили влияние на Минск многих видных представителей российской политической элиты. Сейчас уже стало совершенно очевидно, что Борису Ельцину не хватило физических сил и политической воли для создания на основе российско-белорусского союза полноценного конфедеративного государства. На нынешнем этапе интеграции белорусов пугает новый виток чеченской войны, а россиян - югославский сценарий продления политической жизни Бориса Ельцина через введение поста президента союзного государства и возможность прорыва белорусского лидера в Кремль. Видимо, исторический шаг по завершению процесса интеграции вместе с Александром Лукашенко сделает уже следующий президент России в постельцинскую эпоху.
Первым шагом Владимира Путина на международной арене стала уже традиционная для всех новых российских премьеров поездка в Минск. В ходе этого визита глава правительства решил ряд спорных вопросов о взаиморасчетах, и белорусская задолженность за газ сократилась почти на треть, а также заявил, что сегодня уже нет препятствий для существования единого таможенного пространства и единой "союзной" валюты. Но резкий рост интеграционного рейтинга Владимира Путина, видимо, объясняется не только его должностным статусом главы правительства. Он сразу был провозглашен официальным приемником Бориса Ельцина и неожиданно для многих стал еще и самым популярным российским политиком. Поэтому вполне возможно, что в двадцать первый век Россию и Белоруссию поведут два молодых лидера, пришедших в большую политику уже в постсоветскую эпоху. (До распада СССР Александр Лукашенко был директором совхоза, а Владимир Путин - майором внешней разведки КГБ.)
Высокий рейтинг в белорусской политике Геннадия Селезнева можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, он возглавляет Парламентское собрание Белоруссии и России, которое является прообразом и действующей моделью будущих наднациональных органов власти Союзного государства. Депутаты из Минска и Москвы уже дважды принимали единый годовой бюджет Союза, который формируется за счет специальных отчислений двух стран. Эти средства были израсходованы на развитие таможенной инфраструктуры и на финансирование совместных импортозамещающих производств (дизельные двигатели, цветные телевизоры и т.д.). Во-вторых, Государственная Дума во главе с Геннадием Селезневым стала для Александра Лукашенко очень удобным трамплином в российскую публичную политику. Большинство депутатов в первую очередь видит в Александре Лукашенко не президента иностранного государства, а славянского лидера и своего единомышленника.
Белоруссия является не только потребителем российского топлива, но и важным стратегическим партнером "Газпрома". Три месяца назад Рем Вяхирев и Александр Лукашенко торжественно открыли белорусский участок нового магистрального газопровода "Ямал - Западная Европа". При этом председатель РАО "Газпром" получил из рук президента орден, а эксперты по итогам августа впервые поставили Рема Вяхирева на первое место в интеграционном рейтинге. Теперь в ходе реализации этого международного проекта Минск будет ежегодно получать доход в сумме 63 млн. долларов, а Москва наконец покончит с крайне невыгодной для нее монополией Украины на транспортировку топлива, при которой почти все крупные личные состояния в этой стране сделаны на спекуляции российским газом и нефтью.
Механизм политического влияния мэра Москвы на интеграционные процессы определяется не только его должностным статусом. Юрий Лужков и Александр Лукашенко опираются на патриотическую идеологию и на мощный бюрократический аппарат чиновников. Как московская, так и белорусская модели экономики успешно функционируют даже в условиях кризиса. Они обеспечивают хотя бы минимальный уровень социальной защиты населения, при котором людям уже не угрожают крайние формы нищеты и массовая безработица. Юрий Лужков является для Александра Лукашенко главным торговым партнером. Более трети белорусского экспорта в Россию приходится на Москву.
Григорий Явлинский возглавляет самую прозападную фракцию Государственной Думы, и его политическая деятельность далеко не всегда соответствует национальным интересам России. В отношении Белоруссии он сразу провозгласил приоритет экономической интеграции над политикой. Вскоре после этого Григорий Явлинский отправился в Минск и организовал там филиал своего объединения "ЯБЛОКО", т.е., опережая всех, стал заниматься именно политической интеграции с Белоруссией, действуя по принципу: "Мне можно то, что другим нельзя". Но все это хамелеонство лишь невинная детская игра на фоне других политических многоходовок лидера "ЯБЛОКА". Практическая реализация предложенных им планов по Белоруссии и Чечне лишают Минск и Москву исторических шансов создать единое государство и, наоборот, дают Грозному мирную передышку для перегруппировки сил и организации новой военной и информационной атаки на Россию. Сейчас фракция "ЯБЛОКО" пытается одновременно инициировать переговорный процесс в Чечне и развязать новую информационную войну против Белоруссии, хотя подобная сугубо прозападная позиция вряд ли добавит ей лишние очки на парламентских выборах. Как главный противник интеграции Григорий Явлинский в июле - сентябре поднялся на шестое место в списке лидеров российского влияния на белорусскую политику.
Евгений Примаков, возглавив правительство, умело использовал в сфере интеграции возможности государственного аппарата. Российская сторона ускорила подготовку союзного договора, а министерства и ведомства двух стран стали более четко координировать свою работу. На этом фоне в прессе даже появились статьи, что интеграция в первую очередь осуществляется не в интересах народа, а на благо чиновников, которые создают себе новые рабочие места. Как глава правительства Евгений Примаков стал лидером интеграции со стороны России, оттеснив на второе место Бориса Ельцина, но после отставки его влияние на белорусскую политику существенно ослабло. В апреле-июне он опустился на второе место, а в июле-сентябре - на восьмое. Евгений Примаков оказался единственным экс-премьером, который как возможный кандидат в президенты частично сохранил свой политический вес в Минске.
"Независимая газета" теперь будет ежеквартально публиковать рейтинг 20 лидеров интеграции, где более подробно расскажет о влиянии других государственных и общественных деятелей России на белорусскую политику.
Влияние российских государственных и общественных деятелей на белорусскую политику в 1998-1999 гг. | |||||
# | Фамилия, имя, отчество | Средний балл за 1999 г. | средний балл за 1998 год | ||
. | . | .Июль-сентябрь | Апрель-июнь | Январь-март | . |
1. | Ельцин Борис Николаевич | 4,13 | 3,79(1) | 3,63(2) | 4,80(2) |
2. | Путин Владимир Владимирович | 3,52 | 0,81(24) | - | - |
3. | Селезнев Геннадий Николаевич | 3,39 | 2,22(6) | 2,96(5) | 3,23(5) |
4. | Вяхирев Рем Иванович | 3,28 | 2,27(5) | 3,29(3) | 4,11(3) |
5. | Лужков Юрий Михайлович | 3,07 | 2,71(3) | 3,02(4) | 3,49(4) |
6. | Явлинский Григорий Алексеевич | 2,85 | 1,72(11) | 1,36(15) | 1,42(15) |
7. | Зюганов Геннадий Андреевич | 2,70 | 2,17(7) | 2,48(7) | 2,29(8-9) |
8. | Примаков Евгений Максимович | 2,66 | 3,04(2) | 4,86(1) | 5,03(1) |
9. | Геращенко Виктор Владимирович | 2,60 | 2,06(8) | 2,71(6) | 2,29(8-9) |
10. | Алексий II | 2,04 | 1,94(9) | 1,96(9-10) | 2,51(7) |
11. | Березовский Борис Абрамович | 1,91 | 1,39(13) | 2,18(8) | 2,66(6) |
12. | Бабурин Сергей Николаевич | 1,64 | 1,21(17) | 1,44(13-14) | 1,60(14) |
13. | Чубайс Анатолий Борисович | 1,62 | 1,11(19) | 0,89(24) | 1,17(16) |
14. | Строев Егор Семенович | 1,55 | 1,90(10) | 1,84(9-10) | 2,03(11) |
15. | Илюхин Виктор Иванович | 1,32 | 1,27(14) | 1,26(16) | 1,03(17-19) |
16. | Волошин Александр Стальевич | 1,19 | 0,74(26) | 0,61(29) | - |
17. | Гусинский Владимир Александрович | 1,24 | 1,03(20) | 1,04(18) | 1,03(17-19) |
18. | Жириновский Владимир Вольфович | 1,22 | 1,26(15) | 1,11(17) | 0,86(20) |
19. | Сергеев Игорь Дмитриевич | 1,17 | 1,19(18) | 0,94(22) | - |
20. | Иванов Игорь Сергеевич | 1,16 | 1,24(16) | 1,01(20) | 0,29(44) |
╘ "Независимая газета", 1999 г.
По итогам 1998 года в рейтинг лидеров интеграции также входили: Вадим Густов (10-е место), Юрий Маслюков (12-е место), Виктор Черномырдин (13-е место) и Сергей Кириенко (17-19 место), а в апреле-июне 1999 года - Степашин (4-е место) и Виктор Черномырдин (12-е место).